Мотострингеры – люди с фотоаппаратом и на мотоцикле, которые снимают аварии и рассказывают киевлянам в "Народной пробке", как объехать образовавшийся затор
Честно говоря, еще несколько дней назад я даже не подозревал, что в нашем городе существуют такие люди – мотострингеры. Видимо, таковы обстоятельства, сопутствующие разрастанию большого города, – не проходит и месяца, чтобы в нем не появились все новые и новые специальности, связанные с жизнью мегаполиса. В данном случае речь идет о людях, работа которых – наматывать на мотоциклах сотни километров вдоль городских дорог, чтобы фиксировать всевозможные дорожно-транспортные происшествия. Зачем? Корреспонденты "Газеты..." решили разузнать об этих людях поподробнее.
Итак, мы встречаемся у трамвайной остановки на Фрунзе. Наш собеседник, мотострингер агентства "Друга смуга" Юрий Омельяненко, известный в мотокругах под именем "Джан", одет в футуристического вида обмундирование черно-желтого цвета. Его мотоцикл "БМВ", покрашенный в такие же тона, отдыхает рядом.
– Вообще-то, нас, мотострингеров, в Киеве всего девять человек, в том числе две девушки, – говорит он, – а больше ни в каких городах Украины подобного движения нет. Есть ли за рубежом? Честно говоря, не знаю, но название моей профессии – оно-то однозначно не славянское... Идея проекта долго разрабатывалась известным телеведущим Игорем Моляром, старт был дан в июне прошлого года. Люди отбирались по мотоклубам, байкерским обществам, среди тех, кого объединяла любовь к мотоциклам. Я сам тогда занимался торговлей – изготовлял и продавал мотоэкипировку. Все мы прошли специальную подготовку и были отправлены на улицы города – наблюдать.
В руках у Юрия фотоаппарат и мобильный телефон – самые незаменимые вещи в его работе. Потому что людям информация нужна в режиме реального времени, буквально минута в минуту. Жизнь на улицах города не стоит на месте, водитель (главный потребитель информации мотострингеров) должен видеть объективную картину того, что его ждет впереди. И здесь не до сантиментов – сообщения агентства "Друга смуга" максимально утилитарны и лаконичны. Пробки, аварии, ремонтные работы, загруженность мостов – все, что может послужить препятствием для движения, сводится в одну новостную ленту. Подробный, постоянно обновляющийся "живой" отчет мотожурналистов с разных точек города любой желающий может увидеть на сайте wwwdrugasmuga.com или прослушать на "Авторадио". На сайт идут фотографии с мест дорожных происшествий с небольшими комментариями. На радио мотострингер передает свое видение, как не попасть или объехать затор.
– Известная программа "Народная пробка" формируется не только слушателями, а в значительной степени мотострингерами, – продолжает наш собеседник. – В городе передвигаться все трудней. В будущем мы собираемся переходить на телевизионный формат, когда один из нас будет оператором, другой ведущим.
– Мотострингеры – это волонтерская работа? – интересуемся мы у нашего собеседника.
– Нет, это полноценная профессия, с полным рабочим днем. Все бизнес-время мы зондируем дороги. За день проезжаешь до двухсот километров по городским улицам. Город у нас разбит на квадраты, за которыми закреплены конкретные люди. Например, под моим контролем находится правый берег от Подола и улицы Фрунзе – до Соломенки и Окружной дороги. За это время на сайт в он-лайн режиме передаю где-то полтора десятка отчетов об авариях, провожу около двадцати включений в эфир.
– Наверное, со временем вырабатывается нюх на аварии?
– Места концентрации аварий, места наиболее вероятных пробок общеизвестны, здесь нужен просто постоянный мониторинг. В моем квадрате – это мост над Караваевыми Дачами, по несколько аварий в день здесь гарантировано. Остальную информацию получаем самыми различными путями. Например, от журналистов, из того же радио. В конце концов, можно спросить о происшествиях у сотрудников ГАИ. Большинство автоинспекторов нас знает, хотя попадаются и те, кто смотрит на нас, словно увидел мотострингера впервые.
Юрию пора ехать, мы же, в свою очередь, пристраиваемся за его мотоциклом на нашем "Опеле" и отправляемся искать пробки. И, конечно же, легко их находим, на той же улице Новоконстантиновской. Длинный ряд машин тянется куда-то за горизонт. Юрий что-то быстро говорит по телефону. А вот самая банальная картина. На одной из полос заглох двигатель у грузовика – и водитель пытается что-то рассмотреть под капотом.
– Такие заглохшие автомобили не представляют для нас особого интереса, если они, конечно, не создают помех для дорожного движения. Но ведь моя работа заключается не только в том, чтобы фиксировать обстановку на дороге. Часто приходится и помощь оказывать, и автоинспекцию вызывать, помогать убирать заглохшие автомобили с проезжей части. Кстати, почему-то девушки-водители, у которых сломался автомобиль, очень часто стесняются просить о помощи. Кроме того, нередко мы выступаем связующим звеном между ГАИ, потерпевшими и свидетелями аварии, а благодаря тем же фоторепортажам некоторым участникам ДТП удавалось доказать свою правоту или непричастность к произошедшей аварии, либо просто получить столь необходимую в критической ситуации помощь.
Но видно, не все еще до конца представляют себе, что делают эти люди на мотоциклах и с фотоаппаратами на столичных дорогах. Вот, например, перед нами незначительное ДТП: небольшой грузовичок слегка задел микроавтобус. Хозяева обоих автомобилей беззлобно переговариваются между собой, прикидывая масштабы повреждений. И откровенно выглядят перепуганными, когда рядом резко разворачивается мотоцикл – и Юрий начинает снимать ДТП на свою камеру. Их недоумение становится еще большим, когда, в свою очередь, рядом появляется фотограф "Газеты...". Видимо, от греха подальше, оба быстро садятся за руль и разъезжаются в разные стороны.
На фотографиях стрингеров из агентства "Друга смуга" очень много покореженного металла. Реальность улиц города, которые ежедневно собирают свою кровавую дань, очень жестока, и репортажи тоже бывают жесткими. Поэтому мы просим Юрия рассказать что-нибудь веселое из хроники киевских автострад.
– Люди умудряются разбивать машины порой самым удивительным образом, – рассказывает он. – Вот, например, недавно на бульваре Шевченко видел женщину, которая умудрилась перевернуть свой "шевроле" в... пробке! Она пыталась вырулить между стоящими машинами и... перевернулась. Как это ей удалось – не знаю. Или вот такая картина: в восемь утра я вижу возле "Военторга" микроавтобус, который столкнулся с "Дэу", причем водители обеих машин довольно резко ругаются, видимо, ожидая сотрудников ГАИ. В двенадцать часов проезжаю мимо – никакой автоинспекции и близко нет, зато водители уже откровенно смеются, то и дело перезванивая в ГАИ и слыша стандартное "ждите". Последний раз я проезжал мимо в три часа дня – они, так и не дождавшись инспектора, уже мирно беседовали в автобусе.
Мы расстаемся с Юрием возле Днепровской набережной, где дальше ехать на редакционной машине оказывается попросту невозможно из-за огромной пробки. Он же отправляется вперед, фотографировать в самых разных ракурсах эту "тянучку". Кстати, когда и как это слово попало в сленг дикторов радиостанций для автомобилистов, не знают и сами мотострингеры...
Николай ПОЛИЩУК / 26.09.2007
Фото Юрия САПОЖНИКОВА