'Страх - это ядовитый коктейль из инстинкта и воображения'.
В. Кротов. А что мы знаем о том как 'работает' наш мозг?
Как он воспринимает реальный мир и позволяет правильно в нем ориентироваться. Давайте населим этот мир демонами, колдунами, приведениями, монстрами - и как нам в нем жить?
Человеческий опыт состоит из взаимодействия внешних стимулов и эмоциональных внутренних процессов.
Прежде всего, нужно, понять как вы сами или другие люди отражают в своем сознании окружающий мир.
Как они воспринимают все его многообразие и рисуют в своем воображении карты и схемы этого реального мира. Люди воспринимают реальность с помощью органов чувств, так что в основе нашего представления о мире лежит сенсорная информация.
Ощущения постепенно объединяются в образы, образы связываются между собой в единые представления об отдельных фрагментах окружающей действительности.
Так в сознании возникает модель мира, с помощью которой человек понимает его устройство и живет в нем. В этой модели, помимо образов, ощущений и чувств, определяемых реальностью, есть также логические образы фактов, знания, опыт и мысли.
'Если мы попробуем анализировать наши переживания, то мы перестаем их испытывать'.
Н. Бор.
И самое главное, что психологические переживания - составляющие 'центральный стержень' страха, вызывают физиологические и биохимические реакции организма. На пике переживаний, когда страх охватывает все сознание человека, последний теряет способность к нормальному логическому мышлению и адекватным действиям.
Как утверждают психологи, 'страх - это обучение с первой попытки'.
И вот этот прошлый опыт клиента, я учитываю для облегчения или изменения травматического опыта. Нужно исследовать симптом и изменять его, а не искать, что же за ним скрывается. Цель терапии - превратить поведение-симптом в такое поведение, которое будет выполнять позитивную функцию в дальнейшей жизни клиента. И
не надо думать, что возможно 'очистить' человека от всех проблем на вечные времена. Напротив, нужно помочь человеку, чтобы тот сумел разрешить стоящую перед ним проблему и подняться на более результативный уровень функционирования в реальном мире. Необходимо создать ситуацию, которая требует от человека иного поведения и ведет к появлению нового жизненного опыта.
Ведь человек - это обучающий организм, который учиться через реальный опыт. Подобные техники дают клиентам уверенность в том, что они сами справляться с проблемой, если она возникнет снова. Для снижения этого влияния необходимо обратиться к прошлому опыту. Ведь когда-то он справлялся со многими не менее трудными и недостижимыми задачами. И этот опыт подсказывает, что в других случаях многотрудными тренировками и усилиями мог справиться с поставленной задачей.
И вспомнить это нужно в сенсорных образах, как бы заново переживая преодоление и достижение. Вновь почувствовать это сладостное чувство победы и успеха. Дать задание на вспоминание этих случаев.
И описание их в чувственных образах. Психолог не исследует ценности и резоны клиента, не пытается их обсуждать или пересматривать, он стремится лишь к углубленному пониманию и сопереживанию.
Человек всегда нацелен вперед, к росту и развитию, и задача психолога - поддерживать это стремление к самоактуализации, все большей независимости и свободе.
Психолог способствует самостоятельности в принятии решений, пробуждает чувство ответственности, при этом он не столько компетентен или умел, сколько личностно причастен к процессу трансформации и роста человека.
Создание личности - это центр постоянно изменяющейся сферы опыта, мира индивидуального восприятия, которое есть мера всех вещей. Психолог помогает клиенту изменить свои реакции на внешние или внутренние стимулы, снимая негативную проблему.