Enslaved
Стиль: Black / viking metal
Год образования: 1991
Страна: Norway (Haugesund)
Дискография:
Vikingligr Veldi - 1993
Frost - 1994
Eld - 1997
Blodhemn - 1998
Mardraum - 2000
Monumension - 2001
Below The Lights - 2003
Участники группы
Текущий состав:
Grutle Kjellson (Основатель). В группе с: 1991 - . Роль в группе: bass, vocals
Ivar Bjornson (Основатель). В группе с: 1991 - . Роль в группе: guitar
Cato Bekkevold. В группе с: 2003 - . Роль в группе: drums
Сторонние проекты: Red Harvest
Arve Isdal. В группе с: 2002 - . Роль в группе: lead guitar
Herbrand Larsen. В группе с: 2002 - . Роль в группе: keyboard & vocal
В начале была лишь ничто… Одним ветреным днем 1990 года Grutle Kjellson и Ivar Bjшrnson встретились на своей маленькой репетиционной точке, расположенной где то в Haugesund ( на западном берегу Норвегии, между Stavanger и Bergen ). Они играли в разных группах, Ivar в thrash банде Obnoxious, Trym Torson и Grute тогда только начали death проект с Hein Frode Hansen. Эта троица организовала группу Phobia. Autopsy, ранний Dark Throne были их основными источниками вдохновения. В результате получился тяжелый и медленный doom death. Они успели записать два демо - ''The Last Settlement of Ragnarok'' и ''Feverish Convulsions'', а потом Ivar и Grute захотели создать что-то новое и свежее. Их уход стал смертью группы Phobia, вскоре Frode Hansen уехал в Stavanger, где и создал Theatre Of Tragedy.
Появление на свет Enslaved.
Итак Grutle Kjellson и Ivar Bjшrnson бродят по темным лесам Haugensund в поисках вдохновения и идей. Trym Torson вскоре также освобождается от своих проектов и наши Ivar с Gruttle предлагают ему присоединиться к ним… нет, не в лесу а в новой группе. Они начинают работу и чувствуют, что получается нестандартная музыка. Осталось самое главное – придумать название. Как раз в это время, в Haugensund приезжает с концертом группа Dark Funeral. Вместе с ней приезжает и некий Demonaz из группы Immortal. Он и предлагает название Enslaved ( от песни ''Enslaved in Rot'' с демо Immortal ).
Первая запись.
После 6 месяцев работы вместе Enslaved записали promo в маленькой 8-ми трековой студии. Там было 2 песни, жуткая смесь блека, деза и экспериментальных фрагментов на клавишах. Слишком экспериментальных, и звук был ужасен. Так что в результате было решено никому это не показывать и даже не микшировать. Сегодня есть около 50 копий этого материала.
Yggdrasill
Почти год Enslaved придумывали, репетировали, выбрасывали сделанное, и снова придумывали. В начале лета 1992 года они отправились в студию, результатом чего стало пятитрековое демо. Название взято из Северной Мифологии, и глядя сейчас на эту запись легко сказать – вот она база всего творчества норвежских викингов, именно с этого началось их плавание. Это демо и сейчас считается важной вехой в рождении норвежского викинг металла. ''Yggdrasill'' приводит к контракту с легендарным лейблом Deathlike Silence Records. Найти это демо тяжело, его продают только сами члены группы по почте, все копии былы проданы уже к началу 93-го года. Уже позже его переиздает Moonfog Records, как сплит с первым демо Satyricon.
Сплит СD и свечи в ночи.
Группа немедленно начинает работу для дебютного альбома. В это время Euronymous и Deathlike Silence получают звонок от английского создателя лейбла Candlelight. Он хочет издать что-то из норвежских блекстеров. Так рождается классический альбом, занимающий почетное место в любой коллекции – сплит ''Hordanes Land''/ ''Emperor”. Часть за которую отвечали Enslaved оказалась абсолютно не похожей на скоростной и страшный блек Emperor. Многочисленные оркестровки, клавишные, вокальные эффекты создают викингскую атмосферу и выводят Enslaved в совершенно другую категорию. Они уже тогда куда ближе к эпической атмосфере Bathory.
Первый альбом.
Пришло время для первого альбома. Он записан в Grieghallen, который тогда был на пике славы. Главным продюсером был Pytten, помогал с ударными еще и Hellhammer ( Mayhem ). Результат - ''Vikingligr Veldi''. К сожалению Euronymous был убит, так что Deathlike так и не выпустил этот альбом. Voices Of Wonder, партнеры Deathlike Silence взялись за это дело. Однако сотрудничество закончилось конфликтом, который продолжается до сих пор. Альбом все же вышел весной 1994 года, и после этого Enslaved заметили. Пять длинных эпичных песен. Синтезатор, пианино, гитары - то вгоняют слушателя в состояние транса, то вновь обрушивают на него вал жесткого звука. Один из первых релизов доказавших что норвежский экстремальный металл может порождать Музыку, и один из лучших альбомов в истории норвежского викинга. Лирика в основном на древнеисландском, одна вещь на древненорвежском. Первая вещь Lifandi Liv Undr Hamri ( Жизнь с молотом ) рассказывает о завоеваниях и набегах викингов и о жизни в Мидгарде. Вторая – VetrarnСtt ( Зимняя Ночь) , это север и его дух, некий языческий ритуал, “Сверху упадет золотая стрела Тора” … Midgards Eldar (Огни Мидгарда ) – “возвращение к богам наших отцов” и Heimdallr (Хеймдалл ) – мотивы из Эдды, песня о Хеймдалле. Ну и последняя вещь – инструментал о Норвегии.
Enslaved становится французским и совсем холодным.
Французский Osmose Records предлагает норвежцам контракт и это сотрудничество длится до сих пор. Grieghallen снова место работы.Frost выпущен ноябре 1994 года и становится прорывом к массовому слушателю. Именно с этим альбомом они вписаны на скрижали viking metal. За альбомом следует европейский тур. ''the Winter War Tour'' – c Marduk. Альбом музыкально значительно сложнее чем первый, и не прост для восприятия.
1. Frost – инструментал.
2. Loke – песня о Локи.
3. Fenris – рождение, захват и побег Фенриза.
4. Svarte vidder – битва на Плато Черной Горы.
5. Yggdrasil – текст взят из ''The Rune Poem”, Один приносит себя в жертву на Великом Древе ради знания рун.
6. Jotunblod – скандинавская космогония, кровь великана Имира .
7. Gylfaginning – одноименная история из Эдды, ''The Deluding of Gylfi.''
8. Wotan – песня о Вотане.
9. Isцders dronning – о ком эта песня я не понял, некий вариант Снежной Королевы?
Долгое возвращение в огне.
После трех альбомов за три года Enslaved надолго замолкли. До следующего релиза – “Eld” ( Огонь )– пришлось ждать три года. В основном это было связано с уходом ударника. С фотографий группы исчез Trym Torson ( позже он появился на фотографиях Emperor ). Его место занял Harald Helgeson. “Eld” вышел в 1997 году и довольно быстро стал культовым альбомом. Enslaved все прогрессивней и сложнее, особенно это заметно в вокале Grutle. Появляются элементы психоделии, чистый вокал очень разнообразен. Интересно, что как и их друзья по старту – Emperor – Enslaved становятся все сложнее с каждым альбомом. Хотя двигаются ни к симфоническому безумию ( как Emperor ) а в немного другом направлении. Но этот альбом по прежнему эпичный viking metal в заложенномBathory духе – клавиши, стук копыт, блек металл вопли и чистый вокал. Эта музыка зовет в поход к далеким берегам.
Ударники уходят, а агрессия возвращается.
После “Eld” из группы пропадает и Harald Helgeson ( уходит в Thundra ) … Переду туром “Eld”, в марте 1997, Enslaved рекрутирует Dirge Rep ( ударника из Gehenna ) и R. Kronheim ( Subtitles, рок в духе 70-х ). После поездки их зовут остаться в группе. А с музыкой Enslaved приключается странный эффект. Они внезапно забывают все свои прогрессивные, экспериментальные экзерсисы и даже почти забывают про викингские фишки. И вдруг выдают жесткий, быстрый и агрессивный black metal. Grutle забывает про эпический вокал. Все это называется “Bloodhelm” и становится для меня разочарованием после “Eld”. Нет, что-то от викинга осталось, но немного. Хотя лирика, лирика частично пока еще все о том же. Есть песня про Рагнарек (Lenker Til Ragnarok – Закованный до Рагнарека, ), про Мёд (Suttungs Mjod ), про глаз Мимира (Eil Auga Til Mimir), и месть, и воины Одина, и Фрейя… но и признаки “ухода в астрал” уже появляются. Многим понравился этот альбом. Я же ждал совсем другого.
Кошмар по норвежски.
Mardraum – на старонорвежском означает “Кошмар”. Его лирика посвящена традициям, магии и тайным знаниям предков музыкантов Enslaved – древних викингов. Этот альбом стал кошмаром для любителей викинга. И он же стал открытием для любителей сложной экстремальной мызыки. От викинга и блека осталось чуть-чуть ( хотя и есть что-то ), и музыканты снова углубились в прогрессивные, психоделичные и в то же время экстремальные навороты. Любителям фолка тут, несмотря на лирику, ждать особо нечего, но я все же советую послушать этот альбом – он оценен по максимуму многими металл-изданиями вполне заслужено. Эх, если бы это был не Enslaved… но это именно они - те кто прошел через Frost и Eld, мороз и огонь.
Окончательная трансформация.
Более 10 лет прошло с того ветреного дня… Я держу в руках новый альбом Enslaved “Monumension” и думаю… Enslaved, Borknagar, Vintersorg… кто будет следующим среди “астральных” викингов, сошедших с драккара и отложивших боевой топор… Einherjer? Thyrfing?
В комментариях к альбому Enslaved говорят, что находятся в поиске, что продолжают ориентироваться на традиции, философию, магию и мифы викингов. Но для них это больше чем ролевая игра, они не историки, не археологи – они музыканты, и не могут стоять на месте. Нужно принять реальность и действовать в ее рамках, чтобы что-то изменить. Нужен новый путь. И его Enslaved видят в своем новом альбоме. Фактически весь этот альбом один большой, магический ритуал. Начинающаяся в Хаосе самомтрансформация, или Рагнарек. Восемь шагов внутреннего путешествия. Переход через Бездну. В общем весь этот ритуал можно изучить на сайте Enslaved, а восемь песен это восемь его стадий. Музыка же продолжает направление Mardraum. Очень хороший, очень интересный, очень умный альбом. Музыка для ума. Но не для души. Душа откликнулась услышав бонус трек – песню группы HOV, классный viking metal в духе Otyg. После тура в поддержку альбома из группы был изгнан R. Kronheim. Сам изгнанный в духе демократии участвовал в голосовании по этому вопросу. На его место взято два сессионных музыканта - гитарист Arve и клавишник Oyvind…