Несмотря на разного рода разоблачительные кампании, московская милиция продолжает собирать своего рода дань с граждан, устраивая проверки документов по поводу и без повода. Между тем законные методы борьбы с милиционерами-мздоимцами существуют. Они окажутся весьма кстати и в том случае, если вы действительно совершили небольшое правонарушение.

Круглосуточный дозор

Если вас останавливает на улице человек в форме, для начала убедитесь что это милиционер, а не переодетый бандит. Еще в середине 1990-х такой метод разбоя был достаточно популярен. И хотя теперь подобный маскарад случается реже, его нельзя исключить полностью. Милиционер обязан быть одет абсолютно по форме, и малейшие отступления от уставной одежды должны вызвать подозрения. У милиционера, заступившего на дежурство, на груди должен быть прикреплен специальный номерной жетон. Милиционер без жетона, спрашивающий у вас документы без повода, скорее всего, вышедший "попастись" сотрудник непрофильного подразделения, в чьи должностные обязанности не входит проверка документов.

Перед тем как потребовать ваши документы, сотрудник обязан представиться - сообщить свои фамилию, звание, должность. В соответствии с уставом он еще должен отдать честь, но, учитывая нравственное состояние правоохранительных органов, об этом говорить не приходится. Не постесняйтесь вежливо переспросить фамилию, имя, должность, уточните, в каком подразделении милиционер служит. По требованию он обязан предъявить служебное удостоверение. Запишите полученные сведения и обязательно перепишите номер жетона (есть возможность - передайте эти сведения третьему лицу: если вас действительно задержат, ваши записи могут "потеряться" при досмотре). Впрочем, затягивать процедуру взаимного представления нет смысла, если у милиционера на груди жетон, а вы точно знаете, что никаких противоправных действий не совершили. Если же после изучения ваших документов милиционер начинает откровенно придираться - паспорт-то у него в руках,- имеет смысл вернуться к вопросу о переписывании номера жетона, фамилии и т.д.

Итак, насколько можно судить по внешнему виду и предъявленному удостоверению, перед вами милиционер. Обратимся к закону "О милиции" (ст. 11 п. 2.2). Сотрудник милиции вправе "проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении". Таким образом, имеется лишь три основания для проверки документов. Во-первых, это подозрение о совершении вами преступления (например, вы стоите перед каким-то автомобилем, ковыряетесь в замке, истошно орет сигнализация). Во-вторых, основанием для проверки является предположение, что вы находитесь в розыске. Милиционер не обязан предъявлять вам ориентировку к розыску, однако вы вправе потребовать описание, кого он разыскивает. Это пригодится, если впоследствии вам придется обжаловать действия милиционеров. Суд затребует розыскное дело и сможет убедиться, действительно ли вы похожи на человека, находящегося в розыске, или милиционеры просто искали повод проверить у вас паспорт. И, наконец, третьей причиной является ваше правонарушение.

Досмотр

Закон "О милиции" предоставляет милиционерам право "осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества". Порядок проведения личного досмотра подробно описывается в ст. 27.7 Административного кодекса (АК). Во-первых, согласно п. З ст. 27.7 досмотр производится только в присутствии понятых. В противном случае вы рискуете оказаться в числе осужденных за незаконное хранение подброшенного вам оружия и наркотиков либо будете вынуждены откупаться взятками. Не позволяйте милиции даже трогать вашу одежду до тех пор, пока не будут найдены понятые. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым. Понятые тоже должны быть одного с вами пола. П. 4 ст. 27.7 АК предусматривает досмотр без понятых в исключительных случаях. Это делается, когда имеются достаточные основания полагать, что при вас находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия. Вне зависимости от наличия или отсутствия понятых в протоколе досмотра должно содержаться обоснование его проведения. Досмотр в отсутствие оснований дает вам право обжаловать действия сотрудников милиции и взыскать компенсацию морального вреда.

При досмотре допускаются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Однако если эти кадры впоследствии попадут, например, в криминальную хронику, вы вправе привлечь к ответственности продемонстрировавшую их телекомпанию за незаконное вмешательство в личную жизнь. В качестве соответчиков вы вправе указать сотрудников милиции, передавших журналистам такую запись. О применении фото- или видеосъемки делается запись в протоколе досмотра.

Следует подчеркнуть, что протокол о досмотре составляется в обязательном порядке. Возможна запись о произведенном досмотре в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. При этом в протоколе должны быть указаны дата и место его составления, должность, фамилия, инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом досмотру, о виде, количестве, иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находившихся при физическом лице. Отсутствие хотя бы одного из реквизитов протокола либо неверное указание даты и места его составления, отсутствие подробного описания обнаруженных при вас предметов являются основаниями для признания такого протокола юридически ничтожным. А поскольку такой протокол является основным доказательством совершенного правонарушения или преступления (например, незаконного хранения и транспортировки наркотиков или боеприпасов), это позволит вам избежать административной или уголовной ответственности. К протоколу прилагаются фото- и (или) видеоматериалы, если досмотр фиксировался таким образом.

Протокол подписывают составивший его милиционер, понятые и досматриваемое лицо. Отказываться подписывать протокол нет смысла, это лишь затруднит его обжалование. Ведь если вы протокол не подписали, никто не мешает милиционеру его слегка "подправить", убедив понятых, что так правильно. Но если вы не согласны с содержанием протокола, сделайте в нем соответствующую запись собственной рукой. Если вам что-нибудь подбросили, прямо так и пишите: при себе, мол, боеприпасов не было, патроны подбросил милиционер - нагрудный жетон номер такой-то. Обязательно потребуйте копию протокола. В случае необходимости оставшийся у вас экземпляр позволит убедиться, что милиционеры потом ничего не добавили.

Следует обратить внимание, что протокол составляется по месту проведения досмотра, поэтому никакие объяснения, что сначала милиционеры проверят содержимое карманов, а потом, если понадобится, вы пройдете с ними в отделение, где и составят протокол, не принимайте. Если милиционеры не хотят составить протокол на месте, они обязаны вас отпустить. Доставление в отделение милиции - другая мера по обеспечению производства при административном правонарушении (ст. 27.1 АК). Для составления протокола об административном правонарушении она возможна лишь в том случае, когда такой протокол на месте оформить нельзя. Отметим, протокола именно о правонарушении, а не о досмотре. Доставление в целях составления протокола о досмотре законом не предусмотрено (ст. 27.2 АК). Доставление в отделение при досмотре является грубейшим нарушением права человека на свободу и личную неприкосновенность и дает основания обжаловать действия сотрудников милиции вплоть до Европейского суда по правам человека в Страсбурге.

Милиционеры, приезжие и пьяницы

Наиболее распространенными правонарушениями, из-за которых москвичи и гости столицы нарываются на разговор с милицией, являются:
- "проживание без регистрации",
- "нахождение в нетрезвом состоянии в общественных местах" и
- "нарушение общественного порядка".
Эти слова стоят здесь в кавычках, поскольку именно так формулирует свои претензии подавляющая часть милиционеров. Но на каждую претензию блюстителя порядка можно ответить десятком встречных претензий.

Действительно, ст. 19.15 АК предусматривает административное взыскание в виде предупреждения или штрафа до 100 руб. за "проживание по месту жительства или по месту пребывания... без регистрации по месту пребывания или по месту жительства". Однако имеет ли право милиционер, который остановил вас на улице и убедился в отсутствии у вас московской регистрации, утверждать, что вы нарушаете эту статью? Нет, не имеет! Факт проживания можно установить лишь по месту нахождения жилища гражданина, в котором он проживает или временно пребывает. Теоретически это может сделать участковый, осмотрев жилище (с согласия собственника или с санкции суда) и опросив соседей собственника, подозреваемого в совершении данного правонарушения. Заметим попутно, что привлечь по этой статье москвича или жителя Подмосковья так же легко, как и приезжего, ведь многие москвичи зарегистрированы по одному адресу, а проживают по другому. Но если вас останавливают на улице, единственным доказательством того, что вы незаконно пребываете в Москве, является лишь ваше собственное признание.

Нетрезвое состояние само по себе тоже не является административным правонарушением. Однако ст. 20.20 АК предусматривает административный штраф от 300 до 500 руб. за "распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах... в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив". За появление в общественных местах в состоянии опьянения, "оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность", ст. 20.21 АК предусмотрен штраф от 100 до 500 руб. или административный арест до 15 суток. При этом п. 11 ст. 11 закона "О милиции" предоставляет милиционерам право "доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части ОВД и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества". Отметим, что пиво в соответствии с действующим законодательством алкогольной и спиртосодержащей продукцией не является.

Если вы выпили, но не напились до неприличного состояния, требуйте проведения медицинского освидетельствования. Важно не только установить количество алкоголя в крови, но и пройти осмотр у нарколога. Если он установит, что ваше поведение существенно не отличается от поведения трезвого человека и, следовательно, ваше состояние не "оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность", нет оснований для привлечения вас к ответственности. Нет оснований привлекать и мертвецки пьяного господина, если он едет в частном автотранспорте (разумеется, не за рулем). Он находится не в общественном месте, а внутри транспортного средства частного, а не общего пользования. Таким образом, его состояние не нарушает общественный порядок.

Блюдет порядок

И наконец, об общественном порядке как таковом. Дело в том, что такого правонарушения, как "нарушение общественного порядка", в Административном кодексе нет. Есть понятие "мелкое хулиганство", то есть "нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества" (ст. 201 АК). Любые иные действия хулиганством ни мелким, ни крупным не являются. Даже дефилирование группы натуристов в костюмах Адама и Евы по Красной площади не является административным правонарушением. Кроме того, в таком правонарушении обязательно должен быть потерпевший. Если гражданин, к примеру, нецензурно бранился, должно быть соответствующее обращение со стороны лиц, которые слышали эту брань и которых она оскорбила. А если милиционер является единственным свидетелем акта нецензурной брани, то она не нарушает общественный порядок. Не может он требовать и привлечения сквернословящего гражданина к уголовной ответственности за оскорбление представителя власти (ст. 319 Уголовного кодекса) - для этого тоже необходимо, чтобы оскорбление было публичным. Тем не менее, если милиционер считает, что брань направлена непосредственно против него, он вправе обратиться к мировому судье с частным обвинением об оскорблении (ст. 130 УК).

Разумеется, все вышесказанное вовсе не является призывом нарушать закон и общественный порядок. Нужно лишь помнить о собственных правах и собственном достоинстве, о которых люди в милицейской форме иногда забывают. Если вас незаконно привлекают к ответственности, ваш гражданский долг - не пытаться откупиться, а отстаивать свои права. На таком осознании своего долга и построено правосознание гражданина европейского правового государства.

Максим Черниговский, юрист
"Коммерсантъ Деньги" № 28, 19.07-25.07.2004
eti,
опубликовано 30 июля 2004 года