Запад, несмотря на высокий уровень жизни, неуклонно стареет и нуждается в рабочих руках, точнее - в гастарбайтерах и иммигрантах. Согласно майскому докладу еврокомиссара по внутренним делам Франко Фраттини, к 2050 г. потребность ЕС в иностранной рабочей силе превысит 20 миллионов человек.
Стареет и "евроамериканское" население США: в возрастной категории старше 60 лет оно составляет 80% населения, в категории от 20 до 30 лет - 60%, а среди тех, кто младше 20, - чуть больше половины. Свыше 20% детей в США являются иностранцами или имеют одного из родителей иностранного происхождения. Приблизительно половина детей младше пяти лет - это латиноамериканцы, афроамериканцы и азиаты. Впрочем, Соединенным Штатам - сверхдержаве, созданной эмигрантами, - не привыкать к обилию инородцев. Но беда в том, что плавильный котел американской культуры уже не справляется со своей интегрирующей задачей: прибывающие иммигранты все более предпочитают жить своим мирком, снижается процент смешанных браков представителей разных этносов и рас. В итоге общество фрагментируется, отдельные его части перестают понимать друг друга, а цементирующая европейская культура утрачивает свое значение.
Иммигранты, конечно, не помогут сохранить культуру вымирающих европейских этносов, но хотя бы удержат на плаву экономику. Поэтому комиссар Фраттини предлагает уже сейчас открыть границы для работников по контрактам из стран, не входящих в Евросоюз. Правда, далеко не все страны-члены ЕС поддерживают эту инициативу. А в США на повестке дня - очередная иммиграционная реформа, которая даст возможность натурализоваться значительной части из 12 миллионов нелегалов.
Впрочем, остается открытым вопрос: насколько дешевая рабочая сила из-за рубежа благоприятствует развитию таких постиндустриальных экономик, как западноевропейская или американская. С одной стороны, своим появлением иммигранты увеличивают внутренний потребительский рынок страны пребывания, а также повышают ее конкурентоспособность в мире. Ведь рабочая сила приезжих, как правило, существенно дешевле местной, а значит, ее использование снижает издержки производства и, в конечном счете, удешевляет производимые товары. Это же способствует снижению инфляции в стране.
Но есть и другая сторона медали: во-первых, иммигранты всеми правдами и неправдами норовят обременить бюджет страны пребывания. Например, едва легализовавшись, они привозят своих родственников-иждивенцев, получают пособия по безработице, вынуждают государство оплачивать учебу своих детей. Бюджетный комитет Конгресса США подсчитал, что новый иммиграционный закон обойдется казне в 6 млрд в ближайшие десять лет, причем социальные выплаты легализованным иммигрантам "съедят" из этой суммы миллиардов.
Кроме того, иммигранты в основной своей массе обладают достаточно низкой квалификацией, особенно это относится к нелегалам. И работу они себе подыскивают соответствующую. Во многом именно из-за постоянного притока нелегалов в США ежегодно создается около полумиллиона рабочих мест, не требующих высокой квалификации. Ныне там трудоустроено свыше семи миллионов нелегалов, то есть каждый двадцатый работающий. Этот фактор, как некогда рабский труд, не может не тормозить качественное развитие экономики.
Впрочем, если судить по количественным показателям, приток иммигрантов, скорее, полезен. Так, по статистике, те города в США, где процент иммигрантов особенно велик, демонстрируют низкий уровень безработицы и высокий экономический рост. И это одна из причин, по которым эксперты прогнозируют увеличение притока иммигрантов - в том числе, нелегалов - в США и ЕС. Достаточно прибыльным останется бизнес по доставке дешевой рабочей силы на Запад: только в США его ежегодный оборот составляет не менее 0 миллиардов.
По-прежнему наиболее активно мигранты едут в Соединенные Штаты, что, кстати, уже вызывает зависть Европы. Старый Свет хочет пополнить количество рабочих рук за счет демографического потенциала развивающихся стран, в первую очередь, Северной Африки, уже давно поставляющей Европе дешевые трудовые ресурсы. Причем Евросоюз планирует активнее привлекать не столько иммигрантов, сколько гастарбайтеров. Планируется введение так называемой "голубой карты" - по аналогии с американской "зеленой". Ее владелец сможет без особых бюрократических препятствий искать работу в любом государстве ЕС, и, если таковую удастся найти, ему будет разрешено привезти с собой семью.
Однако, как показывает практика, вчерашний гастарбайтер - это сегодняшний нелегальный иммигрант и завтрашний гражданин своей новой богатой родины. Так, в США ежегодно оседают 700 - 800 тысяч нелегалов. Около 60% из них при этом не пересекают границу: они просто остаются жить в Америке, просрочив рабочую или туристическую визу, ожидая очередной амнистии. И их расчеты оправдываются: с 1986 г. таких амнистий было уже шесть, причем власти каждый раз утверждали, что это последний шанс. Возможно, новый иммигрантский закон повторит тот же сценарий.
А в Европе самой крупной "иммигрантской амнистией" стало расширение ЕС на восток, которое привело к колоссальному перераспределению рабочей силы внутри Евросоюза. Согласно данным социологических исследований, до расширения ЕС только 6% приехавших в Великобританию жителей Восточной Европы собирались там осесть, а уже в 2004 г., когда расширение состоялось, около 30% из них говорили, что покидать Соединенное Королевство не намерены. Поток мигрантов из "новых" стран ЕС в "старые" в ряде случаев превзошел прогнозы во много раз. Но это, кстати, могло быть одной из главных причин, побудивших Евросоюз пойти на столь серьезное расширение: Западная Европа взвалила на свой бюджет целый десяток не слишком развитых экономик Центральной и Восточной Европы, зато получила от них мощную и - что особенно важно - этнически и культурно родственную демографическую подпитку.
Однако Восточная Европа не бездонна, и ее людских ресурсов надолго не хватит, чтобы восполнять убыль населения у западных соседей. В странах, недавно вступивших в ЕС, на фоне продолжающегося притока инвестиций уже ощущается сильная нехватка рабочих рук. Поэтому для ЕС вырисовываются два варианта демографического развития: либо интегрировать в свой социум иммигрантов из Африки и Азии (что как показывает практика, проблематично), либо расширяться дальше на Восток, чтобы перекачивать людские ресурсы стран СНГ и Турции.