Многолетнее пользование мобильным телефоном может стать причиной возникновения злокачественных опухолей головного мозга. Новые исследования свидетельствуют о повышенном риске у тех людей, которые как минимум 10 лет регулярно или особенно интенсивно пользовались сотовой связью
До сих пор научный прогресс шел до обидного медленными темпами, напоминая рывок перед финишем на черепашьих бегах. Это касается в первую очередь тех, кто ждет от ученых вердикта относительно предполагаемого вреда для здоровья мобильного телефона: например, вызывает ли он опухоли головного мозга.
Долгое время большинство авторитетнейших ученых и научных учреждений, таких как Федеральное ведомство радиационной защиты Германии, ограничивались следующими комментариями: существуют указания, но не прямые доказательства того, что мобильная связь вредит здоровью, и было бы разумным использовать аппараты мобильной связи с осторожностью, особенно ограничивая детей.
Однако в последнее время в странах северной Европы появились исследования, которые если не стали доказательством, то уж точно сгустили подозрения. Результаты этих работ указывают на рост числа раковых опухолей головного мозга у тех людей, которые по крайней мере в течение 10 лет использовали мобильные телефоны и много по ним разговаривали. Примечательно, что опухоль возникает с той стороны головы, где пациент, как правило, держал у уха телефон.
В рамках последнего исследования, результаты которого появились на днях, Анна Лакола из финской Комиссии по защите от облучения совместно с коллегами из Швеции, Дании, Норвегии и Великобритании провела опрос среди 1500 пациентов, у которых была обнаружена злокачественная опухоль опорной ткани головного мозга (результаты опубликованы в International Journal of Cancer online).
Если они пользовались мобильными телефонами более 10 лет, риск возникновения опухоли на той стороне, где они чаще всего держали трубку, возрастал на 39%. Швед Леннарт Харделл из университетского госпиталя Оребро установил, что риск для пользователей современными цифровыми мобильными телефонами, которые говорили по ним более 2 тыс. часов, возрастает в 3,7 раза. (International Archives of Occupational and Environmental Health, Bd.79, S.630, 2006).
Беспроводные телефоны увеличивают опасность
Аналоги мобильных и беспроводных телефонов стандарта DECT также, по его мнению, увеличивают опасность. Британские (British Medical Journal, Bd.332, S.883, 2006) и немецкие (American Journal of Epidemiology, Bd. 163, S.512, 2006), а также шведские исследования (Epidemiology, Bd.15, S.653, 2004) указывают в этом же направлении.
Такие эпидемиологи, как Эбергард Грайзер, бывший руководитель бременского Института превентивных исследований и социальной медицины, считают убедительным по крайней мере механизм: "С биологической точки зрения имеет смысл рассматривать последствия воздействия на организм только через 10 лет использования мобильного телефона. Требуется время, чтобы опухоль развилась". С этим согласен и Отто Петрович, координирующий исследования на тему влияния мобильных телефонов на здоровье в Техническом университете Мюнхена: "В случае с асбестом, радиоактивным излучением и табаком исследователям потребовалось также много времени для того, чтобы выяснить степень риска. В случае с табаком вероятность того, что курильщика ждет рак, равна 50%". Лоури Чэллис, руководящий британскими исследованиями влияния на здоровье человека мобильных телефонов, ответил на вопрос журналистов Londoner Times, являются ли мобильники сигаретами XXI века: "Несомненно".
Подобная краткость, между тем, отражает не только согласие британца с утверждением, но и ту осторожность, с которой серьезные ученые формулируют свои высказывания. Дело в том, что исследования, результатами которых являются цифры, могут основываться на бесчисленном множестве некорректных данных. Основной концепцией подобных исследований является сравнение пациентов с раком мозга со здоровыми людьми того же возраста, пола и похожего происхождения – в науку это называется исследованиями "случай – контроль".
Исходя из их логики, если обе группы отличаются только частой и интенсивностью использования мобильных телефонов, то можно утверждать, что именно аппарат вызвал и ускорил развитие заболевания. Однако исходные данные некорректны уже потому, что в мире не существует достаточного количества людей, которые пользуются мобильными телефонами более 10 лет. Кроме того, ученые должны верить, что все участники опроса, как больные, так и здоровые, достаточно точно помнят особенности своего пользования мобильным телефоном за последние годы.
Сомнения остаются
Исследовательская группа Interphone, которая проводит исследования "случай – контроль" в 13 странах, провела опрос среди 670 добровольцев на предмет того, насколько точно они помнят особенности использования своего мобильного телефона в последние 6 месяцев.
При этом были зафиксированы различия, связанные со страной проживания респондентов, и, конечно, с личностью. Но тенденция ясна: те, кто пользуются мобильным телефоном мало, недооценивают, а те, кто много, переоценивают время, проведенное с телефоном у уха. Кроме того, пациентам с раковой опухолью мозга начинает казаться, что они действительно чаще держали аппарат именно с той стороны, с которой она была обнаружена.
Первый важный тест был проведен в рамках исследования Лаколы и Хардинга. Наряду с рассчитанным повышением риска, важным является, прежде всего, так называемый 95-процентный интервал надежности. Поскольку статистические расчеты всегда связаны с ошибками, это величина показывает, где находится реальный результат, надежность которого достигает 95%.
Сомнения в достоверности
Однако и у этого исследования есть проблемы. Во-первых, его авторы просто проигнорировали использование беспроводных домашних телефонов стандарта DECT. Другие ученые, например Харделл, считают, что влияние таких аппаратов тоже должно быть учтено. Во-вторых, результат исследования Лаколы сомнителен для той группы, которая, по оценке интервьюеров, особенно хорошо помнит свои особенности при разговоре по телефону. Ученые задавали большинству участников вопросы у них дома, а потом фиксировали, насколько уверенно респонденты отвечали. Это заставляет исследователей усомниться в достоверности их собственных данных.
В-третьих, оценка результатов показала, что регулярное использование сотового телефона само по себе, похоже, снижает риск образования опухоли на 22%. Этот противоречивый результат Анна Лакола сама называет "ошибкой отбора"; и это стало одной из причин того, что ее рабочая группа не особенно высоко оценивает полученные ею данные.
Эберхард Грайзер считает это основным слабым звеном исследования: "Из заявленных респондентов участие в исследовании приняли лишь немногие", – говорит он. Проблемы с этим возникли прежде всего в Дании, Великобритании и Финляндии. Обычно это означает, что в группах мало представлены социально более слабые слои населения – состоятельные граждане принимают участие в исследовании с большей охотой.
Баланс групп сместился
А поскольку более бедные граждане намного реже покупали телефоны 10 лет назад, баланс групп сместился. Действительно, только каждый десятый пациент с опухолью пользовался мобильным телефоном более 10 лет, при этом в группе здоровых респондентов это был уже каждый 15. "Только так можно объяснить ошибочный результат исследования, якобы показывающий, что использование мобильника может стать защитой от опухолей, – говорит Грайзер. – Исследование переоценивает степень риска".
Конечно, все исследователи с удовольствие перепроверили бы результаты своих трудов в рамках так называемого "проспективного исследования". В рамках такого исследования за пользователями мобильных телефонов велось бы наблюдение в течение нескольких лет, им бы постоянно задавались вопросы, и велся мониторинг состояния здоровья.
Реальную частоту использования мобильных телефонов можно было бы установить при помощи телефонных компаний. Планы, связанные с получением такой информации, уже существуют: ожидается, что в подобном исследовании примут участие до 50 тыс. британцев, датчан, финнов, шведов и немцев. Однако в Германии такая затея однажды, в 2005 году, уже закончилась провалом: предварительные расчеты показали, что вербовка добровольцев обойдется в крупную сумму, и Федеральное ведомство радиационной защиты Германии отказалось от проекта.
Кристофер Шрадер