†.: Настоящим "Неформалам" - посвящается :.†

Объявление

Вкусные рецепты с фото: домашние рецепты, простые рецепты приготовления, рецепты на зиму, рецепты салатов,рецепт в домашних условиях,рецепты в духовке...
Форум За Здоровую Неформальную Молодежь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Знать или уметь?

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

В глазах работодателей выпускники вузов – «недоспециалисты» и «полуфабрикаты». Случается, питомец факультета менеджмента неплохо знает макроэкономику, но напрочь лишен лидерских качеств. А разве компании нужен менеджер, не способный руководить? Каких навыков не хватает выпускникам, и где такие навыки приобрести, если в вузах этому не учат?

Назад, к реальности!

Вику, менеджера отдела по связям с общественностью крупного холдинга, уволили через пять месяцев после приема на работу. Не спасли ни мамины знакомства, ни профильный диплом МГУ. Как объяснил начальник отдела, она абсолютно не умела ладить с людьми она и испортила отношения со всеми подразделениями.

По статистике, 75% выпускников российских вузов не могут найти работу по специальности - на них нет спроса. Да и от тех, кто нашел себе место, работодатели не в восторге. Базовые знания молодых сотрудников в целом их устраивают, а вот к уровню специальной подготовки есть серьезные претензии. Самое слабое звено - профессиональные навыки и личностные качества выпускников: их психологическая неготовность работать в команде, неумение выстраивать коммуникации с коллегами и клиентами, презентовать себя и результаты своего труда, незнание правил поведения в деловой среде.

Обычно компании и не надеются, что такие "специалисты" сразу включатся в работу. "Работодатели недовольны тем "товаром", который поставляют им вузы", - так Аналитический центр "Эксперт" резюмирует итоги социологического опроса мнений представителей компаний в пяти крупных городах России в рамках проекта "Выпускник для работодателя". Представители бизнеса высказывают те же самые претензии. Так, по словам Марины Пахомкиной, директора департамента корпоративного обучения и развития ТНК-ВР, в компании исследовали вопрос, в чем уровень подготовки около 500 выпускников, ежегодно приходящих из 40 вузов, не дотягивает до необходимых требований. "Основной разрыв лежит не в сфере знаний, а в сфере компетенций - уметь принимать решения, работать в команде, видеть экономические последствия своих решений", - отмечает г-жа Пахомкина. Молодым сотрудникам не достает, что называется, soft skills. "Вероятно, в проектах типа "бизнес в стиле фанк" можно и специальными знаниями обойтись, - допускает Людмила Федорова, заместитель руководителя департамента по связям с общественностью ЗАО "Компания ТрансТелеКом", - однако в сфере маркетинговых коммуникаций, рекламы или PR коммуникативная компетентность - это базовый навык, но в вузах этому не учат".

Личности или дипломы?

Не вина Вики и других выпускников, что высшая школа не ориентирует их на конкуренцию на рынке труда и не развивает соответствующие установки и навыки поведения в профессиональной среде. Для сравнения: в Университете Дарема (Англия) студенты отрабатывают такие навыки, как письменные, устные и межличностные коммуникации, работа в команде, тайм-менеджмент, анализ и решение проблем, инициативность, количественное мышление.
"Качественное образование для нас, - говорит профессор Тони Антониоу, директор школы бизнеса Дарема, - это превосходное знание теории в сочетании с развитым личностным потенциалом". По мнению профессора, soft skills и есть тот механизм, который переводит академические знания в практические умения. В России же высшее образование по-прежнему академично, и критика по поводу его оторванности от реалий стала общим местом. Так что же, выпускники обречены?

Дело в том, что большинство студентов, уверена Ольга Карпинская, исполнительный директор Фонда гуманитарных исследований и технологий, даже не догадывается, какие навыки потребуются от них в профессиональной деятельности. Ведь и они, и их родители всегда считали, что знать и уметь - одно и то же, и что главное - оценки в дипломе. Поэтому они и мнят себя специалистами, пока не столкнутся с проблемами.

С одной стороны, претензии работодателей, с другой - фундаментализм высшего образования. Куда же податься бедному студенту? Утешаться, что и у конкурентов нет этих самых навыков? Но тогда есть риск упустить перспективную работу в брендовой компании. К примеру, важными условиями при найме сотрудников, говорит Екатерина Ширяева, директор по работе с персоналом компании "Делойт СНГ", является наличие у них лидерских качеств и активной жизненной позиции. Но если образовательные и карьерные программы брендовых компаний выпускника не интересуют, то выбор у него есть: на рынке немало работодателей, готовых закрыть глаза на отсутствие некоторых компетенций. Невозможность платить хорошие деньги или недостаток престижа не позволяют им привлекать лучших кандидатов.

Кто заменит комсомол

"Где же взять эти навыки?", - сетует Вадим Петров, проректор Московского Горного университета. - Раньше их в комсомоле развивали, а теперь?" Нынче soft skills осваивают на практике. Но многие компании не хотят возиться со студентами, и нередко практика превращается в формальность. Наиболее реальный вариант, считает Людмила Федорова, за небольшие деньги с 1-2 курса найти работу по специальности. Так, большинство ее студентов работает на проектах в крупных PR-компаниях. "Платят им немного, но те, кто настроен на профессиональный рост, на деньги внимания не обращают".

Самый верный путь - получив за минимальные деньги опыт, "продавать" потом полученные навыки уже по рыночной стоимости. "Во многих аналитических отделах крупных компаний работают наши стажеры и бывшие сотрудники, - говорит Марина Морозова, директор по персоналу ЗАО "Журнал Эксперт". - Имидж первого работодателя добавляет статуса и соискателю".

Все успешные выпускники, известные Алексею Самохвалову, руководителю департамента персонала ОАО АКБ "Связь-банк", начали работать еще в вузе. "Лучшая база для карьеры - активная позиция самого студента, - уверяет г-н Самохвалов. - Лично я и многие мои знакомые стали работать с 3 курса - хотелось и подзаработать, и опыт практической деятельности приобрести". Кстати, среди работодателей бытует мнение, что первые три года студентам нужно просто учиться, иначе, они не получают необходимых знаний, в особенности, специальных.

Определяться с карьерой можно начинать со 2-го курса, считает г-жа Морозова. "Или выбирать науку - и тогда 100-процентно посещать лекции. Или бизнес - тогда человеку нужно понять, какие менеджерские качества он должен в себе развивать".

Помочь студентам в развитии навыков "самопродвижения" на рынке труда пытаются и создаваемые в вузах Центры карьеры. Самые толковые студенты, рассказывает г-жа Федорова, намечают себе компаний десять и обзванивают их: "Я - студентка 4 курса МГУ, хотела бы работать в вашей компании, бесплатно, "за опыт". - "У нас пока ничего для вас нет" - "А можно я пришлю свое резюме?" - "ОК!" Резюме лежит в папке и ждет, пока в проект потребуется работник с указанными качествами.

Помимо прочего ранний старт помогает загодя освоиться на рынке труда и научиться выгодно себя "продавать". По отзывам работодателей, выпускникам этого умения также не хватает.

Выплывают лучшие?

Оказывается, многим soft skills можно научиться бесплатно и без ВЛКСМ. Где? В процессе любой совместной деятельности! Самый доступный "тренинг" "командной игры" и развития лидерства - спорт. Вполне реальные площадки по отработке навыков публичных выступлений и самопрезентации - КВН и студенческие театры. Конечно, блистать на сцене дано не каждому, зато умение работать в команде пригодится всем. Кроме того, при некоторых вузах существуют клубы "Парламентские дебаты". Может, по уровню артистизма их участникам пока далеко до КВН, но по умению находить и анализировать информацию они точно превосходят "артистов". На своих турнирах "дебатеры" МГУ, МГИМО, МГЮА, МАИ оттачивают мастерство публичных выступлений.

Играть любят везде, и игры различаются. В МГИМО студентов и выпускников объединяют в клубы по интересам - "Восточный клуб", "Модель ООН". "Желающие могут создать свое сообщество и реализовать собственные интересы, - рассказывает Андрей Стельмах, помощник проректора по кадрам МГИМО. - Ассоциация выпускников и Студенческий союз помогают им различными ресурсами - административным, информационным, также возможно и финансовым". На экономфаке МГУ и в Финансовой Академии компания "Делойт СНГ" запустила курс по развитию лидерских качеств.
Дистанционная программа "Школа эффективных лидеров" также призвана научить молодых людей духу соперничества и стремлению к победе. Самый же надежный способ "сделать из себя лидера" принадлежит основателю империи Wal-Mart Сэму Уолтону - выставлять свою кандидатуру и бороться за все возможные выборные должности в вузе.

Как правило, студенческая "самодеятельность" индивидуального подхода не предусматривает. Здесь "выплывают" лучшие. Или наиболее активные и информированные. Узнавая о международных программах (вроде CC USA), а потом в них участвуя, они спокойно записывают себе в актив работу в проекте, опыт межкультурных коммуникаций, не считая знания языка и общей эрудиции.

Конечно, самое простое - взять у родителей деньги и "накупить" тренингов. Или бросить все силы на приобретение полезных для карьеры знакомств, мужей и спонсоров. Или элементарно зубрить теорию. Способ же проверить адекватность выбора есть лишь один - face'ом об table.

Точка зрения

Андрей Тимчук, руководитель клуба "Парламентские дебаты" Московской государственной юридической академии:

- Обычно у "дебатеров" проблем с трудоустройством не возникает. В первую очередь, благодаря их умению правильно доносить свои мысли. Людям нравится, когда человек хорошо говорит. Хорошая речь может скрыть недостатки, плохая - похоронить достоинства.

Хотя по природе я человек застенчивый, на собеседованиях чувствую себя комфортно. Дебаты научили меня: застенчивость должна оставаться за дверью. Как только слышишь свой голос, ты должен быть спокоен, чтобы ничего не упустить. Дебаты развивают умение быстро реагировать на каверзные вопросы и находить выход из любой ситуации. Человеку с опытом выступления перед большой аудиторией проще общаться с людьми - это важно для многих профессий.

Полгода назад в поисках работы я был на пяти собеседованиях, и, хотя юристов на рынке хватает, в четырех местах мне предложили работу. С пятым работодателем мы не достигли соглашения по финансовым вопросам, однако, через некоторое время он позвонил и предложил должность в Госдуме, где я сейчас и работаю. И это вопреки разговорам, что без знакомств туда не попасть. Человеку, имеющему опыт дебатов, несложно уяснить принципы, на которых строится собеседование, подготовиться к нему, подобрать цитаты и афоризмы. Работодателю нужно запомниться. Например, на "любимый" вопрос работодателей о моих недостатках, я всегда отвечаю: мои недостатки - продолжение моих достоинств!

2

Уровень образования российский ВУЗов понизился по сравнению с прошлым.
Учат часто по плохим учебникам, которые написаны вроде бы русским языком, но слишком сложно.

3

Да и не только в россии, у нас тоже такая-же проблема.

4

Самый ужасный учебник - это по физике был Савельев.
Я там ничего по нему не понимал.
Даже предмет физики был поставлен безграмотно и бессовестно по отношению к студентам: то постулат Бора в трёх абзацах расскажи, то доказательство вызубри,а не пойми.