Армянские ученые установили: жестокие компьютерные игры делают агрессивных подростков менее агрессивными. И наоборот.
"Компьютерные игры делают подростков более жестокими и агрессивными. Ужас!" - возмущаются одни. "Виртуальное насилие не позволяет совершиться реальному. Ура!" - радуются другие. А ученые из Ереванского государственного университета провели эксперимент. Дали подросткам поиграть в суровую "стрелялку", а потом замерили уровень их агрессивности на психологическом и физиологическом уровнях, пишет сегодня еженедельник "Новое русское слово" (Европа-СНГ).
Результаты этого исследования опубликованы в последнем номере журнала "Физиология человека". Главный вывод: тот, кто до игры тяготел к насилию, после нее становился более мирным. Ну а у тех, чей уровень агрессии был изначально низким, "стрелялки", наоборот, пробуждали жестокость.
Отрубить прохожему лопатой голову, а потом играть ею в футбол. Сжечь из огнемета саблезубую жабу. Зарубить ржавым топором восставшего из могилы мутанта... Миллионы родителей по всему миру с ужасом наблюдают, как их дети часами просиживают за компьютерами, играя во всевозможные "стрелялки" и "бродилки".
Ну как можно без содрогания смотреть, когда твое милое чадо расчленяет бензопилой виртуальных монстров или расстреливает из пулемета оцифрованных фашистов?! Старшее поколение вспоминает добрые и человеколюбивые игры своего детства (например, казнь белогвардейцев во дворе или препарирование кошки в подвале).
Вот уже сколько лет ученые пытаются понять, насколько опасны подобные развлечения для психики подростков. По идее есть все поводы для паники. Любые проблемы в "стрелялке" решаются залпом из дробовика или крепким ударом в челюсть. Почему бы не перенести эту модель в реальную жизнь? Психологи вроде бы установили, что любители замочить кого-нибудь в виртуальном мире и в реальной жизни более жестоки. Они чаще совершают преступления и менее склонны проявлять сострадание.
Однако непонятно, где тут причина, а где следствие. Может быть, жестокие игры действительно корежат психику, но, возможно, агрессивные от природы люди выбирают именно такие игры среди прочих развлечений.
К тому же другие психологи утверждают, что в компьютерных ужасах есть немало пользы. То или иное количество агрессии заложено в каждом человеке. И пусть лучше эта ярость выплескивается на экран и клавиатуру, а не на родителей или сверстников. У части подростков переживание сцен ужаса и насилия приводит к разрядке агрессивности, бессознательных страхов и тревожности.
Разобраться с влиянием компьютерных игр на психику подростков решили ученые из Ереванского государственного университета. Результаты их исследования опубликованы в последнем номере журнала "Физиология человека".
Сначала ученые с помощью специальных тестов измерили уровень агрессивности у подростков. Тех, у кого она была высокой, они поместили в одно группу, у кого низкой - в другую. Затем всем участникам дали в течение часа вволю пострелять и повзрывать с помощью компьютерной игры Operation Trondheim.
После того как отгремели пулеметные очереди и взрывы гранат, ученые принялись измерять разные характеристики игроков, дабы понять, что изменилось в них после общения со "стрелялкой".
Первым делом был оценен уровень тревожности. Именно тревожность, по мнению ряда психологов, порождает тягу к разрушению и жестокости. Оказалось, что у тех подростков, которые изначально имели высокие показатели агрессивности, уровень тревожности упал с 3 до 1,5 условных единицы. Грубо говоря, они стали "спокойнее" в два раза. А у тех, кто не был склонен к агрессии, этот показатель наоборот вырос с 1,3 до 3 у. е.
Ученые не ограничились психологическими тестами и с помощью электроэнцефалографа замерили активность мозга во время игры. "У испытуемых с изначально высоким уровнем агрессивности наблюдается усиление активации во фронтальных областях и ослабление активации в височных областях коры головного мозга, что свидетельствует об усилении контроля за эмоциональной сферой со стороны лобной коры структуры, отвечающей за осмысленные действия", - утверждают авторы исследования.
А у тех, чей уровень агрессивности был до игры низким, наблюдалась строго обратная картина. У них снижали свою активность как раз те участки мозга, которые сдерживают приступы ярости и контролируют поведение.
Ученые лишь констатируют факты: активность мозга изменилась так-то, показатели тестирования - так-то. А желающие могут сами сделать из этого педагогические выводы.
Григорий Тарасевич, "НРС" (Европа-СНГ)