Тьеполо Джованни Баттиста (1696-1770)
Джованни Баттиста Тьеполо. "Встреча Антония и Клеопатры".
Музей усадьба Архангельское
Джованни Баттиста Тьеполо. "Пир Клеопатры"
Национальная Галерея Виктории в Мельбурне
Кориолан под стенами Рима
Тьеполо, Джованни Баттиста.
Холст, масло. 387x224 см
Италия. Около 1730
Государственный Эрмитаж. Источник поступления в музей: Первый филиал Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица). 1934
Одна из десяти картин серии для палаццо Дольфин в Венеции (пять из них хранятся в Эрмитаже) представляет историю полководца Марция Кориолана (Тит Ливий. Римская история, II, 2). Победитель в войне римлян с племенами вольсков, Кориолан за стремление к диктатуре был изгнан из Рима. Найдя приют у бывших врагов, он повел их войско на Рим. Тогда римский Сенат направил ему навстречу посольство во главе с его матерью Ветурией и женой Волумнией с детьми. Встретив сына, мать сказала, что в город он войдет только через ее труп. Пристыженный полководец остановил наступление. Тьеполо показал своего героя со спины, лицо его полузакрыто шлемом и внимание зрителя невольно останавливается на суровом лице Ветурии, готовой произнести исторические слова.
Муций Сцевола в лагере Порсенны
Тьеполо, Джованни Баттиста.
Холст, масло. 387x227 см
Италия. Около 1730
Государственный Эрмитаж. Источник поступления в музей: Первый филиал Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица). 1934
Событие, представленное Тьеполо, произошло около 507 г. до н. э. во время войны Рима с этрусками (Тит Ливий. Римская история, II, 12). Из осажденного города в лагерь этрусского царя Порсенны проник юноша Гай Муций, вознамерившийся убить царя. Когда его схватили и хотели пытать огнем, он сказал: "Мало ценит тело тот, кто видит великую славу", ? и положил правую руку в пламя. Пораженный мужеством римлянина, Порсенна отпустил его на свободу и снял осаду с города.
Широкая, свободная, обобщенная живописная манера, энергичные светотеневые контрасты, выразительные позы и жесты ? все в картине рассчитано на украшение большого зала, на восприятие со значительного расстояния. Картина входила в серию из десяти полотен, исполненных по заказу венецианского патриция, патриарха Аквилеи Дионисио Дольфин для его дворца в Венеции. В Эрмитаже хранятся пять из них.
Призвание Цинцинната к власти диктатора
Тьеполо, Джованни Баттиста.
Холст, масло. 387x227 см
Италия. Около 1730
Государственный Эрмитаж. Источник поступления в музей: Первый филиал Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица). 1934
Римский полководец Луций Квинций Цинциннат (первая половина V века до н.э.) отличался простотой и скромностью жизни, чем снискал уважение соотечественников. Удалившись от дел, он своими руками обрабатывал принадлежавший ему маленький участок земли. Когда на Рим напали горные племена, Сенат решил назначить диктатора и отправил к Цинциннату посланцев с просьбой возглавить войско. В это время Цинциннат работал в поле. Выслушав посланных, он принял командование, а когда римляне разбили врага, возвратился к прежнему образу жизни. Выполненная золотом вверху картины надпись сообщает: "Это было в разгаре посева, когда ликтор застал патриция за работой, опирающимся на плуг" (Тит Ливий. Римская история, III, 26).
В картине Тьеполо посланцы Сената протягивают Цинциннату жезл полководца. Полотно входило в серию из десяти картин на сюжеты ранней римской истории для палаццо Дольфин в Венеции.
Квинт Фабий Максим в Сенате Карфагена
Тьеполо, Джованни Баттиста.
Холст, масло. 387x224 см
Около 1730
Государственный Эрмитаж. Источник поступления в музей: Первый филиал Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица). 1934
Картина входила в серию из десяти полотен на темы ранней римской истории и украшала палаццо Дольфин в Венеции. Представлена сцена объявления Римом войны Карфагену (Тит Ливий. Римская история, II, 6). Рим направил в Сенат Карфагена посольство во главе с полководцем Квинтом Фабием Максимом Кунктатором (273 ? 203 гг. до н. э.). Посольство выразило протест против захвата Карфагеном союзного Риму города Сагунта. Так как сенаторы отказались отвечать на протест, Квинт Фабий спросил их, что выбирают карфагеняне: войну или мир? Сенаторы выбрали войну.
В отрывке из "Истории" Луция Аннея Флора (кн. II, гл.VI), помещенном вверху картины, сказано: "Когда карфагеняне уклонились от ответа, предводитель посольства Фабий: "В чем же задержка? Тут я вам войну и мир несу. Что вы выбираете?" В ответ на их крики "войну!" сказал: "Итак, получите войну", встряхнул перед всем собранием складку тоги, распустил ее, не без общего содрогания, как будто и в самом деле нес в этой складке войну".
Тьеполо поворачивает главного героя спиной к зрителям, позволяя лишь догадываться о выражении его лица. Этот прием, неоднократно примененный художником в серии картин Дольфино, вызывает ощущение повышенного эмоционального напряжения.
Триумф полководца Мания Курия Дантата
Тьеполо, Джованни Баттиста.
Холст, масло. 550x322 см
Италия. Около 1730
Государственный Эрмитаж. Источник поступления в музей: Первый филиал Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица). 1934
В 275 г. полководец Маний Курий Дантат разгромил войска царя Пирра (Плутарх. Пирр, 25). В огромном полотне Тьеполо представил триумфальное шествие победоносной римской армии, бесконечную яркую процессию, которая из глубины картины надвигается прямо на зрителя. Почти в центре на золотых носилках, покоящихся на захваченных у Пирра слонах, сидит полководец. Художника интересуют не столько отдельные образы, сколько общее впечатление от красочной, волнующейся толпы.
Полотно относится к серии из десяти произведений на темы истории Древнего Рима, исполненной Тьеполо для палаццо Дольфин в Венеции.