Досье Юрий Цюман:
«Так, когда-нибудь, в сухое
Лето, поля на краю
Смерть рассеянной рукою
Снимет голову — мою.»
Марина Цветаева.
Наречённый впоследствии «черноколготочником» (за свой фетиш — чёрные женские колготки), Цюман действовал в городе Ростовской области Таганроге (родной город А. П. Чехова, население — четверть миллиона), причём тогда, когда ещё не закончился суд над «ростовским потрошителем» Чикатило, и некоторые поймавшие последнего «охотники» занимались и охотой на Цюмана — следователь Виктор Бураков, психиатр Александр Бухановский.
Родился в 1969 году в семье рабочего. После школы отучился в ПТУ и пошёл работать на завод. Вот и вся социальная биография Цюмана.
Гораздо подробнее её обстоятельства, биография психологическая. Детство Юра имел незавидное, очень тяжёлое — как Чарльз Мэнсон и Генри Ли Лукас, например. Родители были хроническими алкоголиками, жили в нищете и постоянно скандалили. Отец-садист избивал сына из-за пустяков, мать добавляла и грозила смертью за непослушание. К тому же, как в семьях многих юных маньяков, в семье Цюмана господствовала двойная мораль — родители навязывали ему жёсткие пуританские правила, но при этом каждый из них был по-своему «хорош» — кроме сказанного выше, отец неоднократно судился за воровство, а когда он тяжело заболел и беспомощно лежал в соседней комнате, мать стала приводить домой любовников и сношаться с ними на глазах у маленького Юры.
Неудивительно, что Цюман стал параноиком, что по характеру он был «забитым» — пассивным и замкнутым, но становился агрессивным в периоды алкогольных запоев (наследственность от родителей), что в отношениях с женщинами он был закомплексованным и истеричным (из-за чего однажды постоянная подруга ушла от него к другому, сподвигнув этим его на попытку самоубийства), хотя считал себя «знатококом сексуальной техники», что его первый сексуальный опыт успехом не увенчался (как и у Чикатило, но по другой причине: у Чикатило — по физиологической, у Цюмана — по психологической). Ещё подруга Цюмана признавалась, что его возбуждали чёрные кологотки.
Вдобавок Цюман не мог жить без жестоих фильмов, не пролпускал ни одного триллера по кабельному ТВ, которое провёл себе специально для этого. Телевидение сыграло одну из главных ролей в воспитании Цюмана как маньяка, наряду с его семьёй и алкоголизмом. (Но книги он читал менее «опасные» — фантастику и приключения, и слыл человеком интеллигентным.)
И вот состоялось первое убийство. Цюман в нетрезвом состоянии шёл по улице и напал на первую встречную девушку. Она сопротивлялась и устав от борьбы сказала: «Что мы тут валяемся? Пойдём лучше ко мне домой» — в надежде, что дома кто-нибудь есть. Но никого не было. Дома у девушки Цюман её связал, изнасиловал, задушил и уходя поджёг дом, с собой же прихватил ложки и вилки из столового набора.
«Мне захотелось женщину. Я изнасиловал и убил» — скажет он впоследствии.
Первое убийство, совершённое в помещении и скрытое пожаром, широкого резонанса не получило. Весь Таганрог потрясло следующее убийство Цюмана — 16-летней студентки техникума Анны Линербергер, труп которой обнаружили 13 мая 1990 года в переулке рядом с её домом! Цюман Аню догнал, избил, изнасиловал, задушил её же блузкой, одежду и серёжки унёс с собой, оставив на обнажённом трупе только чёрные колготки — свою «визитную карточку».
Вскоре (то ли через 6 дней, то ли через 2 недели — по разным данным) был найден труп 15-летней Ирины Ревякиной — в недостроенной бане на пустыре, снова недалеко от дома жертвы. И снова — одежда и драгоценнисти украдены, оставлены лишь чёрные колготки.
После этого жительницы Таганрога перстали носить колготки тёмных цветов, зато их стали носить работницы уголовного розыска, с помощью которых пытались поймать маньяка «на живца» (это не удалось).
Последовал долгий для Цюмана перерыв и лишь в конце сентября он изнасиловал и убил 20-летнюю работницу завода Ольгу Кудимову. Правда, раздеть её до конца он не захотел или по какой-то причине не смог, но чёрные колготки на трупе оставил.
Позже цюман признавался: «Манипуляции с колготками служили возбуждающим фактором, так как женские ноги в колготках выглядят более привлекательно. Когда девушка была мертва, возбуждение и злость спадали, наступало облегчение».
Последней, 5-й жертвой Цюмана стала Ольга Новикова, при убийстве которой чёрные колгтки послужили не только сексуальным фетишем, но и орудием удушения.
За развитием событий следил весь город. Нет смысла перечислять все следственные мероприятия, но для представления их масштабности необходимо упомянуть, что проверялись абсолютно все парни и мужчины в возрасте от 20 до 40 лет (в Таганроге сделать это было реально), совещания в Управлении уголовного розыска проводились каждый день, психиатр Бухановский, разработавший, как и в случае Чикатило, проспективный портрет убийцы, обращался к нему с экрана телевизора (поступок для того времени экстраординарный). Но все эти меры результата не принесли.
Цюман выдал себя сам, его погубила неосторожность. После своего последнего убийства он совершил 2 покушения — при втором его и задержали, почти случайно: он пытался затащить девушку в тёмный проулок, она кричала, а недалеко находилась автобусная остановка — людное место… Задержанного хулигана, как и всех подозрительных личностей, оперативники проверили на причастность к делу «Ночной гость» (у них имелись группа крови маньяка, образцы его волос и, главное, отпечатки пальцев) и лишь тогда поняли, кто попал к ним в руки.
Сначала Цюман просил расстрелять его, затем пытался имитировать невменяемость, но всё-таки был приговорён к высшей мере наказания. Он раскаивался в содеянном, просил о снисхождении, но всё было тщетно. Однако подоспел мораторий на смертную казнь (которго предшественник Цюмана Чикатило, как известно, не дождался) и маньяк остался в корпусе смертников Новочеркасской тюрьмы до конца дней своих. Позже черноколготочника показывали в одной из телепередач, где он сказал: «Лучше смерть, чем пожизненное заключение».
Автор — Саша
Материал сайта http://www.serialkillers.ru/