Признание российских дипломов за рубежом: цена вопроса

"Россия намерена продолжать добиваться полноценного признания российских дипломов за рубежом", заявил в понедельник первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев, выступая на втором Всемирном форуме иностранных выпускников российских и советских высших учебных заведений.

По словам Дмитрия Медведева, в настоящее время более чем в 70 странах мира действуют национальные организации, объединяющие иностранных выпускников российских и советских вузов. Они вносят большой вклад в сохранение традиций российской школы.

В свою очередь, глава Минобрнауки Фурсенко не раз говорил, что необходимо повышать качество российского высшего образования, поскольку речь идет, прежде всего, о повышении уровня доверия к российским дипломам за рубежом, то есть к их конвертируемости.

Напомним, что Россия подписала Болонское соглашение осенью 2002 года. Это соглашение предполагает, что российская система высшего образования к 2010 году должна стать очень похожей на западную. В частности, знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца.

Для этого России необходимо повсеместно ввести двухуровневую систему образования (бакалавриат - магистратура), отказаться от системы зачетов учебных программ по часам и ввести единую систему зачетных единиц, или, как их еще называют, кредитов, распространенную в Европе. Там каждый курс оценивается только по своей трудоемкости.

Так называемые шаги навстречу Западу получили в свое время противоречивые оценки у зубров отечественного образования, особенно в Союзе ректоров. Так, на международной конференции по случаю 250-летия МГУ прозвучали предложения отказаться от присоединения к Болонскому процессу и унификации российской образовательной системы с международной. Оппоненты мотивировали свою позицию тем, что в России лучшее образование в мире. Кстати, министр образования РФ Фурсенко тоже разделяет точку зрения, что российское образование лучшее в мире, но... "при условии использования положительного опыта других стран".

Минобразования РФ намерено продолжать тесную работу с зарубежными коллегами. В рамках этого процесса уже были достигнуты договоренности с министром образования и научных исследований ФРГ Эдельгардом Бульманом. Руководители министерств договорились разработать единую систему аккредитации инженерных учебных программ и реализовать в этой области ряд проектов с присуждением совместных дипломов.

Еще в 2005 году министр Фурсенко призвал к доступности образовательных кредитов. В сфере международных контактов министерство сосредоточится на вопросах двустороннего научно-технического сотрудничества с ведущими государствами мира, отметил Фурсенко.

"Утечка мозгов" в связи с признанием отечественных дипломов на Западе наших чиновников не пугает.

К 2008 году Минобрнауки определит, какие университеты будут готовить специалистов в рамках двухуровневой системы, а какие по старой схеме. "Перехода не будет, раньше чем образовательное сообщество и работодатели поймут, какого уровня специалисты нужны стране", - считает Фурсенко.

На упомянутом выше форуме Дмитрий Медведев сообщил, что Россия готова развивать филиальную сеть российских вузов за рубежом, причем не только по гуманитарным направлениям, но и политехнические институты. Кроме того, по его словам, Россия планирует и дальше совместно с партнерами из государств СНГ создавать совместные образовательные учреждения с учетом национальной базы.

Д.Медведев добавил, что важную роль во всех этих начинаниях также играют отечественные организации, объединяющие ректоров российских вузов, и фонд "Русский мир". "Фонд призвал аккумулировать идеи и усилия не только российского общества, но и наших соотечественников за рубежом", - сказал он.

К слову, американская университетская система построена на иной логике, чем наша, так как принимает эстафету от другой концепции среднего образования. Цель советской (и в значительной степени постсоветской) школы состояла в формировании всесторонне развитой личности, обладающей научным мировоззрением. Отсюда закон Ома, причины Крестовых походов и Евгений Онегин как лишний человек. Вуз из этой всесторонней личности готовит профессионала, давая специальность, по которой - теоретически - будут работать выпускники вузов.

Американская же школа воспитывает совсем другого человека и гражданина. Необязательно осведомленный про Ома, школьник на Западе обладает навыками социального общежития, приветлив и толерантен, любит спорт и художественную самодеятельность, так как это помогает организовать свободное время. Поэтому колледж в какой-то мере восполняет то, чего не было в школе, и первые два года (из четырех) посвящены общеобразовательным предметам: английскому, истории с географией, иногда к ним добавляют немного естественных наук и что-то более специальное. Хотя многие и сталкиваются с тем, что американские школьники не в курсе, где находится, к примеру, Белоруссия и какие страны образовались в результате распада СССР. Но ведь и наши абитуриенты подчас оказываются абсолютно некомпетентными в самых простых вещах. И, наверное, не следовало бы делать определенный упор на "тупости" американцев, тем более, что экономика этих стран создается выходцами из многих стран мира.

В университетах США на третьем году положено определиться с так называемой major и выбрать английскую литературу или психологию; иногда специализаций бывает две, но чаще - одна главная и другая "побочная", т.е. minor: например, история и музыкология. Те же, кто еще в школе знал, чего хочет и выбирал соответствующие предметы (т.к. выбор в некоторой степени возможен и там), начинают специализацию раньше. В любом случае через четыре года вы - бакалавр, но эта первая в ученой иерархии степень необязательно предполагает работу по специальности, потому что специальности еще, собственно, нет. Есть то, что необходимо и достаточно для перехода от труда физического, например, в сфере обслуживания - к конторскому: в банке или страховой компании.

Дальнейший путь лежит через полутора- или двухгодичную магистратуру. Это профессиональное образование, приблизительно соответствующее нашему диплому специалиста, но c большей свободой в выборе курсов. В professional school, где получают две главные американские профессии - врача или юриста, - принимают только бакалавров, причем не важно, по какой специальности: значима именно эта общая образовательная база. Двухступенчатая система удобна своей гибкостью, т.к. позволяет потом перестраиваться - причем неоднократно - и "добирать" необходимые для новой специальности курсы. По статистике, именно обладатели магистерской степени наиболее высокооплачиваемы, так как уходят в большой бизнес или политику, а не остаются, как обладатели докторской (PhD), при университете.

Но для решения поставленных задач в России необходим, прежде всего, переход к двухступенчатой структуре высшего образования. Очевидным преимуществом такого перехода должна стать совместимость со степенями в большинстве университетов мира. Переход на двухуровневую систему высшего образования, если таковой состоится, безусловно, приблизит конвертируемость российских дипломов за рубежом.

Введение технического бакалавриата непременно повысит статус нынешних ПТУ и техникумов, так что они перестанут служить пугалом для выпускников средней школы и их родителей.

Разделение на бакалавров и магистров четко обозначит границу между общей подготовкой и специализацией. При этом рынку труда нужны далеко не все 1,5 млн ежегодных выпускников вузов, так что сокращение числа магистров по сравнению с нынешним числом дипломированных специалистов отрегулирует взаимоотношения высшей школы и работодателей.

Система магистратуры, платной для большинства и бесплатной для самых выдающихся выпускников бакалавриата, создаст серьезные стимулы для успеваемости.

Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), которые будут даваться студенту для обучения в бакалавриате и дифференцироваться по результатам ЕГЭ, позволят многим учиться бесплатно или частично оплачивать занятия в вузе.

Но перестройка традиционной системы, тем более в короткие сроки, не может не быть болезненной для преподавателей и студентов; потребуются глобальные перемены в учебных планах, методах преподавания, распределении душевных и физических сил.

Рано или поздно отомрет степень доктора наук (в советском понимании этого уровня научных достижений): правда, во всем мире без нее прекрасно обходятся, и "доктором" называется наш кандидат наук, но отмена такой высокой степени может снизить планку карьерных устремлений ученых.

Неизбежно увеличение свободы студентов при выборе учебного плана. С одной стороны, они могут быть не готовы употребить эту свободу себе во благо, с другой, - возникнет жесткая конкуренция курсов и лекторов, многие из которых будут вынуждены "сойти с дистанции".

Потребуется также серьезная переподготовка преподавателей вузов, на что нужны большие государственные деньги, а их всегда дают мало.

И еще немаловажно. Отсрочка от армии все время фигурирует только для бакалавриата и никогда - для магистратуры. Со временем это даст возможность силовым ведомствам начать охоту за свежеиспеченными бакалаврами, не давая им времени поступить в магистратуру.

Подготовил Тимофей Шадрин

http://www.rambler.ru/news/russia/educa … 95673.html