Почему более дешевые тарифы до сих пор не вытеснила более дорогие? Ответ можно найти, если внимательно вчитываться в дополнительные условия
Мы насчитали около полусотни тарифных предложений разных операторов, работающих в разных стандартах мобильной связи (GSM, CDMA). Но поразило не столько изобилие предложений, сколько разброс цен. Почему более дешевая карточка до сих пор не вытеснила более дорогую? Ответ можно найти, если внимательно вчитываться в дополнительные условия к тарифам.
Без обязательств
Cамый легкий способ подключения/переподключения к мобильной связи - припейд-пакет. Достаточно приобрести стартовый пакет и вставить SIM-карту в телефон. Именно категория пользователей без обязательств - наиболее легкая добыча для операторов: увидев новый тариф, абонент припейда может в считанные минуты поменять свою . Скажем, стоимость минуты общения в ординарных пакетах составляет 0,8-0,9 грн., жертвам же суперпредложений обещают цены в два раза ниже, а то и вообще обещают чуть ли не бесплатное общение. Но за всем этим кроются уловки, о которых операторы предпочитают во время рекламной кампании помалкивать. Например, в одних пакетах время соединения ограничено всего пятью минутами. В других (с 0,05 грн./мин. на все направления) мелким шрифтом приписывают, что за первую минуту придется заплатить 1 грн., и лишь за последующие - копейки. На билл-бордах же, само собой, декларируется стоимость лишь дешевых минут.
Попасть на крючок можно и не меняя свой тарифный план на , а всего лишь приняв участие в акции. Например, платишь какие-нибудь 10-30 грн. и получаешь привилегии: бесплатные звонки ночью, по выходным, бесплатное общение с выбранными номерами и т.д. Эти услуги действительно могут помочь сэкономить. Однако нелишним будет все же узнать срок действия привилегий (он почти всегда ограничен - от нескольких недель до нескольких месяцев) и определиться, действительно ли они с лихвой перекроют потраченные на участие в акции деньги. Очень часто овчинка выделки не стоит.
Единственная услуга, которой, по мнению , стоит воспользоваться, - подключение номера. Этот сервис доступен практически в каждом из современных тарифных планов. С номером можно действительно общаться практически бесплатно, исключая плату за соединение. Но и тут есть маленький подвох: абоненты нередко жалуются на плохое качество связи при общении с номерами: слышно плохо, да и разъединяют каждые пять минут. В итоге плату за соединение приходится платить по несколько раз за один разговор, что совсем не соответствует бесплатному общению. Плата за соединение (как правило, 0,27 грн.) - главный враг пользователей припейда, которые, обычно, говорят часто, но коротко. Она отсутствует, в основном, только в пакетах, срок действия которых ограничен.
Отдельная тарифная категория - предложения новичков рынка мобильной связи. Практически все они радуют обещаниями супердешевого общения круглый год. Но действительно ли молодые операторы, устанавливая низкие цены, готовы зарабатывать на нас меньше, или это просто рекламный трюк? , - комментирует Александр Соколов, начальник аналитического департамента компании .
Брак по расчету
Если, клюнув на припейд-приманку, можно просто потерять потраченные на пакет деньги, то, став контрактным абонентом хитроумного тарифного плана, можно столкнуться с более неприятными последствиями, поскольку избавиться от коварного предложения раньше определенного срока будет нелегко. Покупая , заплатить необходимо лишь за подключение. За контракт же необходимо выложить еще и авансовый платеж в несколько сот гривен. Правда, подключаясь, будущий контрактник зачастую получает при покупке телефона немалую скидку.
Практически в каждом контракте присутствует ежемесячная фиксированная абонплата. Расходовать эту сумму различные тарифные планы предлагают своим владельцам по-разному. Одни позволяют пользователю истратить ее на свое усмотрение - на разговоры, на мобильный интернет, на SMS. Другие же ежемесячно строго лимитируемый набор услуг - определенное количество пакетных минут для бесплатного общения, интернет-трафика, SMS. Все, что свыше, - за отдельные плату. Плата за соединение в новых контрактных планах не насчитывается вовсе. А вот старые тарифные планы без этой платы позволяют общаться лишь в рамках пакетных минут.
Стоимость минуты разговора в контракте варьирует в пределах 0,5-1,1 грн., абонплата - от 0 до 120 грн. Из контрактных наиболее интересным нам показался план, обещавший будущему владельцу бесплатную внутрисеть, но лишь после того, как тот выговорит хотя бы три минуты в день - по цене 0,5 грн./мин. Последнее условие на рекламном буклете можно было рассмотреть лишь при помощи микроскопа. Не лишены контракты и уловки, используемой в припейде: первая минута дорогая, последующие - по копейке.
В целом контрактные тарифы оказались намного прозрачнее, нежели их предоплаченные аналоги. А если есть подозрения, что в условиях что-то нечисто, то, даже несмотря на подпись в соглашении, положение вещей можно и подкорректировать. Для контрактников предусматривается возможность смены одного тарифного плана на другой. Переход на тарифный план с более высокой абонплатой пройдет безболезненно, а вот для того чтобы стать пользователем пакета с меньшими ежемесячными тратами, придется заплатить порядка 30 грн. Если же ни одно из предложений вашего оператора вам не подходит, контракт можно, в принципе, и расторгнуть, но это чревато выплатой неустойки в размере нескольких тысяч гривен.
Ограниченная безграничность
Из всех контрактных тарифов особняком стоят безлимитные пакеты. Их владельцы, хозяева жизни, говорят немало. Немало и платят. Неужели и в этих VIP-тарифах притаились подводные камни? И не сомневайтесь! Дело в том, что ни одна из карточек не может предложить за фиксированную плату общение действительно без границ.
Авансовый платеж при подключении к этим пакетам составляет, как правило, не менее 1000 грн. Абонплата - 500-600 грн. За эти деньги тарифы предлагают 3000-4000 минут разговоров со своей сетью, и 1000 минут - со стационарными номерами и номерами других мобильных операторов. Все, что свыше, - оплачивается по тарифу 0,65-0,75 грн. Правда, в некоторых разговоры действительно неограниченные - общайся сколько хочешь, но вот за каждый звонок, будь добр, заплати 0,1 грн. за соединение. К слову, знающие толк в мобильной связи не считают такую ограниченность существенным недостатком. , - поясняет позицию операторов Андро Намичеишвили, эксперт рынка мобильной связи компании Pulse.
Городской в кармане
Не меньше подводных течений и в еще одном сегменте предложений - от CDMA-операторов. Несколько лет назад, чтобы подружиться с CDMA-пакетом, необходимо было выложить 2-3 тыс. грн. Сегодня подключение вместе с акционным недорогим телефоном и авансовым платежом обойдется в 300-500 грн. Стоимость минуты разговора с местными городскими номерами и с абонентами своей сети - в пределах 0,02-0,3 грн./мин., при абонплате от 0 до 150 грн.
Выгода очевидна? Но! Пользоваться телефоном можно лишь в пределах своего города. Правда, совсем недавно некоторые операторы задекларировали выход на национальный уровень. Но на самом деле от глобального покрытия далеки и они.
Второй существенный недостаток: относительно высокая стоимость звонка на GSM-сеть - 0,8-1,2 грн. Неприятен еще один момент: за копейки можно разговаривать лишь с городскими номерами своего региона, за звонок на стационарный, но уже в другой город, необходимо будет заплатить уже по 0,6 грн./мин. в бизнес-время, и 0,3 грн./мин. - в иное время суток. К тому же стать владельцем CDMA-телефона возможно лишь после подписания контракта.
CDMA за 100-150 грн. в месяц - предложение, от которого нельзя отказаться?! Вот только звонить безлимитно можно лишь в пределах своей сети и на местные телефонные номера. Звонки по межгороду и на телефоны GSM-операторов тарифицируются отдельно. О последних условиях, опять же, в рекламе никто не упомянул. Не все то золото, что блестит.
МНЕНИЕ.
ЖАННА РЕВНОВА.
Руководитель департамента по корпоративным связям компании
- Плата за соединение (ПЗС) - это не изобретение украинских операторов, она существует во многих странах: США, Дании, Швеции, Норвегии, Италии и др. Она легко объяснима с технической точки зрения: наибольшую нагрузку на сеть, и, соответственно, наибольшие расходы, создают как раз первые секунды звонка - от набора абонентом номера телефона до установления соединения с собеседником. Когда число сверхкоротких разговоров превышает некую критическую величину, они начинают создавать серьезные проблемы с дозвоном для других абонентов, которым связь действительно нужна для полноценного общения. Поэтому главная функция ПЗС - создание наиболее оптимальных условий для общения преимущественного числа абонентов, предупреждение перегрузок сети, каналов связи и других технических средств.
МНЕНИЕ.
БОРИС АКУЛОВ.
Генеральный директор компании
- Сегодня очень многие говорят о конкуренции между CDMA и GSM. По-моему, подобные разговоры не совсем корректны. Эти стандарты трудно сравнивать. По сути, у каждого из них - своя ниша, своя тарифная политика, свои пользователи, которые выбирают преимущества того или иного стандарта связи. Но вполне возможно, что по мере развития CDMA в Украине абоненты будут параллельно пользоваться как CDMA-, так и GSM-связью, используя преимущества каждой, в том числе - в тарифной политике, для тех или иных видов услуг.