По данным Федеральной миграционной службы, с начала года в столице поставлено на миграционный учёт более 943,5 тыс. приезжих, 432,6 тыс. из них получили официальное разрешение на работу. А куда делись остальные полмиллиона человек?
Разглядывают, как туристы, достопримечательности? Конечно, нет. Работают, как и остальные, на территории Московского региона. После строительного сектора значительное число приезжих выбирает маршрутный извоз. Профессиональные навыки таких водителей вызывают не просто сомнение: аварии с маршрутками стали постоянными эпизодами в сводках ГИБДД.
Последний рейд сотрудников УФМС по г. Москве и столичных инспекторов ГИБДД проходил на транспортном узле возле ст. м. «Юго-Западная». С десяток маршруток, водители которых так или иначе нарушили российское законодательство, уныло стояли на островке безопасности. «Нам пришло письмо из официально работающей в этом районе компании-перевозчика, — рассказывает сотрудник УФМС. — На линии давно замечены «чёрные перевозчики». За рулём микроавтобусов сидят не имеющие лицензии, а часто и вообще никаких разрешительных документов гастарбайтеры. Они не только не платят никаких налогов и отбирают хлеб у официальных маршруток, но и устраивают аварийные ситуации».
Вокруг остановленных «Газелей» ходят люди неславянской внешности. Одного из них по имени Алишер, по собственному признанию, приехавшего месяц назад из Узбекистана, инспектор ДПС экзаменует на знание российских ПДД. На 5 из 10 вопросов узбек отвечает: «Ни панимаю!» Сотрудники УФМС выяснили, что у Алишера нет не только разрешения на трудовую деятельность на территории России, но и обычной регистрации. При этом он перевозил сотни пассажиров в день в ближнее Подмосковье и обратно. По-русски гость столицы знал более или менее прилично лишь числительные, да и то с обязательной приставкой «рублэй». Разговаривать с ним о чём бы то ни было оказалось проблематично. «Соберём необходимые документы и направим в суд, — вынесли предварительный вердикт сотрудники УФМС. — Надеемся, что шофёра выдворят. Он города совсем не знает, даже читать не умеет, а людей возит!»
Водителем соседней машины оказался молдаванин Анатолий. У него также не было разрешительных документов на работу. Но он хотя бы сносно говорил по-русски. «Машину взял напрокат у друга. Езжу по рукописной доверенности. Да и все мои коллеги-шофера не москвичи. Не хотят ваши соотечественники за 2 тыс. руб. в день колесить в область и обратно с утра до вечера!»
Дальше, как будто в доказательство слов Анатолия, к проверяющим выстроилась очередь из таджиков, грузин, узбеков, молдаван и пр. «гостей с юга». «Схема, по которой появляются такие вот «чёрные перевозчики», проста, — рассказывает руководитель пресс-службы УФМС по г. Москве Залина Филимонова. — Приехавшие нелегалы находят объявление в газете о найме на работу. Получают по доверенности микроавтобус, с виду похожий на маршрутное такси. Разрешения и лицензии не оформляют. Выбирают наиболее популярный маршрут, вешают его номер на лобовое стекло и начинают возить пассажиров. Шофёр должен принести вечером фиксированную сумму в несколько тыс. руб. Всё, что удаётся собрать свыше этого, оставляет себе. Поэтому водители пытаются сделать как можно больше «концов», чтобы выручить побольше денег. Ночуют нелегалы прямо в «Газелях», загоняя машину в отстойники в промзонах. Если попадут в облаву, их оштрафуют и выдворят. Машина возвращается владельцу, и тот нанимает новых рабочих».
По информации сотрудников УФМС, 40% водителей столичных маршруток — граждане других государств, а каждый десятый шофёр «Газели» не имеет необходимых для работы документов. По Москве и области таких «джихад-такси»- тысячи.