«Неправда!» — делает вывод компания Romir Monitoring. Лет пятнадцать назад троечников в народившемся бизнесе и правда было немало. Но теперь их окончательно и бесповоротно потеснили хорошисты.

Выяснилось, что среди топ-менеджеров большинство составляют хорошисты (56%), одинаковое количество бывших отличников и троечников (22%) и ни одного двоечника. 51,8% предпринимателей или владельцев бизнеса учились на «хорошо». 30% из этой категории были в школе троечниками, отличниками — всего 14%, а 4,2% — двоечниками. Как ни странно, среди неработающих граждан заметно больше отличников и хорошистов (12,2% и 54,5%, соответственно), чем троечников и двоечников (28,1% и 3,7%).

Показатели опроса говорят о том, что большинство во всех профессиональных категориях составляют хорошисты. Их больше и просто среди выпускников школ, но утверждение «троечники правят бал» сегодня имеет некоторое основание. И это не вина бывших школьников, а вина школьного образования, ограничивающего свободу мысли, творчества и действий подростков, приучавшего их подчиняться указаниям, а не мыслить самостоятельно.

Причина успеха многих троечников в их высоком эмоциональном коэффициенте. Для успехов важны интуиция, умение слышать и понимать людей, внутренняя свобода. Это напрямую не зависит от уровня интеллекта и академических знаний», — размышляет Андрей Милехин, президент исследовательского холдинга Romir Monitoring (он учился на «4» и «5»).

Троечник — спринтер по натуре — привыкает к случайному везению и посредственным результатам. Ему трудно выдерживать длительные нагрузки. Хорошисты — те, кому важнее знания, а не слава. Для них дело выше личных амбиций. Сама Мельникова из потомственных хорошистов, хорошисткой была ее старшая дочь Анастасия (25 лет) — ныне директор по маркетингу Объединенной финансовой группы «Инвест». 14-летний сын Антон был хорошистом в московской школе, теперь он один из 10 лучших учеников школы Stowe под Лондоном.

Отличные исполнители

В основе школьной успеваемости и успехов в бизнесе лежат совершенно разные вещи. Какие качества необходимы ученику, чтобы быть успешным? Аккуратность, честность, ответственность, дисциплинированность, хорошая память. Какие качества отличают успешного бизнесмена? Готовность ставить новые цели и достигать их, активная жизненная позиция, понимание своих слабых и сильных сторон, умение выстраивать отношения с людьми, способность воодушевлять их«. По ее мнению, бывший троечник имеет такой же шанс стать успешным руководителем, как и отличник. Но отличник — человек, привыкший аккуратно выполнять порученное задание и получать поощрение за хорошо сделанную работу. В высококонкурентной бизнес-среде, где поощрения никто не гарантирует, такие люди зачастую быстро теряют мотивацию и правильную самооценку. Поэтому в начале 90-х гг. у руля встали троечники, им в отличие от бывших отличников и хорошистов было проще приспосабливаться к недружелюбной, хаотичной среде, рисковать, принимать нестандартные решения.

«Ведомости»