А преподаватель физики залечила раны и вернулась в школу
Фото Юлии ПЫХАЛОВОЙ.  — 08.09.2007
О громком педагогическом скандале в Иркутске мы писали в конце прошлого учебного года (см. «КП» за 11 мая). Напомним, одиннадцатиклассник иркутской школы № 57 Евгений Страхов (фамилия изменена) 9 раз ударил ножом свою учительницу физики Ларису Фисенко. За то, что женщина наотрез отказалась поставить ему хотя бы тройку в году - иначе парнишку не допускали до выпускных экзаменов.

На днях Лариса Фисенко, залечив раны, снова вышла на работу. В ту же школу. А Женя пока не понес никакого наказания.

Такая вот педагогическая драма. Почти как в фильме «Доживем до понедельника». Там, помнится, события очень меняют и учеников, и учителей. А вот какой след оставила громкая история в отношениях педагог - воспитанник в Иркутске, мы попытались разобраться.

...Прошло три месяца. Бывшие и нынешние ученики Ларисы Фисенко разделились на два лагеря. Одни считают, что преподаватель сама виновата - никогда не идет на компромисс. А ведь способности у всех разные. На сайте «КП» масса откликов того же тона. 

«Если бы вы только знали, что происходит в школе! - буквально кричит  ученица Алиса. - Лариса Валентиновна оскорбляла, закрывала в подсобке, чтобы мы рисовали газету».

«Покатилась судьба мальчика в подворотню. А все из-за какой-то марьванны, которой было за радость унижать и выстраивать юнцов», - вторит ей читательница Рада.

Другие возражают: принципиальный педагог достоин уважения. И ничто не дает права на убийство.

«Я теперь боюсь ходить в школу», - написала на нашем сайте ученица из 57-й.

У взрослых тоже нет единого мнения.

- Парня в угол загнали, - полушепотом говорят нам педагоги 57-й школы. - На него давили и в школе, и родители. Как выйти из ситуации, он не знал. И объяснить оказалось некому.

- Я тоже преподаю в старших классах, - возражает учитель русского языка из другой иркутской школы Елена Нефедьева. - Что же мне теперь, шило в сумке носить?

Даже в милиции нам приватно сказали: еще нужно разобраться, кто на самом деле виноват в этой истории. Ситуация зашла в тупик,  а взрослые не сумели помочь ребенку. Где взять Макаренко на каждую школу?

Лариса Фисенко продолжает настаивать, что поступила правильно. 

- Дети и коллектив встретили меня хорошо, и уходить из школы я не собираюсь, - говорит педагог. - Про Женю я ничего не слышала, только знаю, что гуляет на свободе. Думаю, что он преступил закон и должен за это отвечать. Это справедливо.

Такая принципиальность у Ларисы Валентиновны - во всем. О ее строгости ходят легенды. Ей даже вручали диплом в номинации «Совесть школы». «За просто так» Лариса Фисенко тройки не ставила никогда и никому.

Лариса Фисенко: - Права ребенка - на семи листах. А об обязанностях забыли!

- Вы чувствуете себя защищенной, снова преподавая детям физику?

- Нет. Сейчас в школах такая тенденция - ученик и родитель всегда прав. А учителя лишили права голоса. Мои честь и достоинство не позволяют мне просто так, без труда поставить ученику оценку. На 7 листах у нас прописаны права ребенка, а о его обязанностях и слова не сказано.

- Почему дети  такие жестокие?

- Наверное, потому, что их так воспитывают, все позволяют.

Женя не то чтобы остался совсем безнаказанным. Его обвиняют по статье «покушение на преступление». Мальчика на месяц поместят в стационар для психического и психологического обследования.

- Я чувствую себя нормально, все хорошо, вот сейчас крышу в доме делаю, - сказал нам Женя по телефону. О случившемся - ни слова, сколько мы ни допытывались.

Ирина ЖЕГЛОВА («КП» - Иркутск»)

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Взрослые и дети по разные стороны баррикад?

Учитель - профессия рисковая. И стала она такой не сейчас. Кто помнит «Республику ШКИД» Белых и Пантелеева - забавный рассказ о борьбе беспризорников с педагогами? Кто не помнит - возьмите в библиотеке и перечитайте или фильм пересмотрите. А можно еще дальше пойти, и, скажем, «Очерки бурсы» Помяловского вспомнить...

Так что говорить, мол, теперь ученик пошел более жестокий и хитрый, а учитель - более бездушный, я бы не стал. Да, раньше кнопки на стул подкладывали, теперь провоцируют, потом видео в Интернет выкладывают...

Как тут быть? Продолжать делиться на два фронта - по одну сторону непонятые учителями школьники, по другую - непримиримые педагоги? Путь исхоженный. И драм на этом пути - тысячи. Одна из них - иркутская, о которой мы сейчас пишем. Но если бы кто-то из взрослых, причастных к этой драме, забыл про свою фронтовую передовую (17-летнего пацана я к взрослым не отношу), не было бы шрамов на теле учительницы и душевных шрамов - у мальчишки.

Ну не давалась физика парню... Бывает! Но нынешняя школьная система не из железобетона, она позволяет найти выход. Например, перевести в профильный гуманитарный класс, в другую школу в конце концов. Нет, проще было на парня давить и учителю, и родителям. Додавили. Я не оправдываю мальчишку - как бы ни было, не имел он права поднять руку на другого человека, не имел права схватиться за нож.

И все же не меньшая вина лежит на тех, кто допустил, чтобы конфликт достиг точки кипения... Чуть-чуть бы педагогической мудрости, чуть-чуть бы родительского тепла и понимания...

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»

А ВОТ БЫЛ СЛУЧАЙ

Аналогичная ситуация произошла примерно в то же время в другой иркутской школе. Учитель физкультуры Евгений Имигенов сделал замечание подглядывающим у женской раздевалки старшеклассникам. Они подкараулили его после уроков и толпой избили хоккейной клюшкой.

Мужчина долго лечился, но первого сентября все же вышел на работу.

- Я не чувствую себя защищенным, они же здесь недалеко живут, и все может повториться, - рассказывает учитель. - Надеюсь, дело дойдет до суда. Сначала я хотел уйти из школы. Но из-за ребятишек вернулся: я люблю свою работу.