Любую должность, которая может приносить неправедные доходы, в нашей стране можно купить, продать или просто присвоить. Этот бизнес успешно освоили не только многие высокопоставленные чиновники, но и украинские Остапы Бендеры

Криминальный талант

Два с лишним года назад 17-летняя Ирина Г. попалась на мелком воровстве. Ее делом тогда занималась сотрудница отдела криминальной милиции по делам несовершеннолетних Днепровского района г. Киева. Но поскольку правонарушительнице на то время еще не исполнилось 18 лет, то отделалась она душещипательными беседами на тему "что такое хорошо и что такое плохо" и штрафом в 51 гривну.

Однако нравоучения милиции дали обратный эффект: в юной девичьей головке стал зреть довольно оригинальный план, как воспользоваться вынужденным знакомством с женщиной в погонах, а заодно и отомстить ей за навязчивую доброту. Ирина отправилась на рынок, нашла на раскладке подходящий чистый бланк удостоверения красного цвета, вклеила в него свою фотографию, поставила печать какого-то предприятия, а вот личные данные, включая ФИО, должность, звание и место работы, в удостоверении оказались идентичны данным сотрудницы милиции. С этими корочками Ирина не только продолжила, но и усовершенствовала свой криминальный бизнес. Она стала высматривать на улицах детишек не старше 10 лет, но прилично одетых и обязательно – с мобильными телефонами. Подходила, солидно представлялась и говорила, что телефон конфискуется как вещественное доказательство по уголовному делу. А испуганным малышам называла номер "своего" кабинета в Днепровском райотделе. Когда же возмущенные родители со своими чадами приходили в милицию и убеждались, что такая-то сотрудница действительно работает в такой-то комнате, то правоохранителям стоило немалых усилий объяснить гражданам, что они и их детишки стали жертвами мошенницы. К тому же многие малыши от испуга не могли точно вспомнить, "та это тетя или не та".

Недавно Ирину Г. наконец задержали. Ей уже исполнилось 20 лет, и теперь штрафом она вряд ли отделается. Кроме того, десять ограбленных детей все же опознали "ту тетю из милиции". А сколько всего девочек и мальчиков за прошедшие два с лишним года лишились своих дорогих трубок, установит следствие. Скорее всего, будет их не менее сотни.

КСТАТИ

Не только дети и подростки, но и многие взрослые не знают, что конфисковывать вещи милиция имеет право только в присутствии понятых с обязательным составлением акта, в котором подробно перечисляется все изъятое. Причем один экземпляр этого акта остается у потерпевшего. Других процедур законом не предусмотрено. Поэтому родители, которые покупают своим детям мобильники, должны им объяснить, что какие бы удостоверения им ни показывались, как бы ни представлялись разные дяди и тети в погонах и без, как бы ни настаивали на "временном" изъятии каких-либо вещей – нельзя ни в коем случае ничего и никому отдавать, а нужно сразу громко звать на помощь и вызывать настоящую милицию.

Профессия: человек со связями

Одновременно с Ириной Г. в Киеве орудовал и другой мошенник, который, утверждая, что у него грандиозные связи в Генпрокуратуре Украины, предлагал всем желающим "решать любые вопросы". Естественно, за деньги, причем немалые. Одним из желающих оказался бизнесмен из Кременчуга, который передал аферисту 32 тысячи долларов, чтобы ГПУ "справилась" с одним из его конкурентов. Попросту говоря, завела бы на него уголовное дело, а затем отправила за решетку.

Однако с момента передачи денег прошло достаточно времени, а конкурент как был на свободе, так и оставался. Более того: продолжал успешно развивать свое дело. Тогда кременчугский бизнесмен вновь приехал в Киев, подкараулил своего "протеже" и потребовал, поскольку "вопрос не решается", вернуть ему купюры. Человек с "грандиозными связями в ГПУ" отказался, объяснив, что 30 тысяч "ушли наверх", а себе, как посреднику, он оставил всего 2 тысячи долларов, которые уже потратил. Но на сей раз, неудачливый бизнесмен сумел записать разговор на диктофон, а затем отправился с этой пленкой в милицию. Там вскоре выяснилось, что Вячеслав, как называл себя "человек из Генпрокуратуры", уже прокручивал подобные аферы с другими доверчивыми предпринимателями из разных уголков Украины. Правда, аппетиты были более умеренными.

Сейчас аферист, почувствовав, что правоохранители вышли на его след, скрылся в неизвестном направлении, поэтому объявлен в розыск. Когда же его найдут и докажут вину, вряд ли выступающий на суде прокурор будет милосерден... Как-никак, а в данном случае за честь мундира действительно обидно.

Почем кресло начальника?

Хотите стать начальником государственной налоговой администрации какой-нибудь области? Или хотя бы его заместителем, что обойдется дешевле? Тогда езжайте в Луцк – там эти должности успешно продаются и покупаются. Правда, имя продавца сейчас "в интересах следствия" не разглашается. Но следователи намекают, что одну и ту же должность – "первого заместителя Государственной налоговой администрации Волынской области" – он умудрился продать сразу нескольким далеко не бедным покупателям. Цена кресла "налогового начальника" составляла ни много, ни мало – 140 тысяч "зеленых"!

Как сообщили в пресс-службе МВД Украины, мошенник выдавал себя за работника аппарата Премьер-министра Украины и в связи с этим якобы мог помочь с назначением. Деньги от доверчивых волынян мнимый работник Кабмина получал, но вопрос, естественно, так ни для кого и не решился.

Афериста отловили сотрудники Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД уже в Закарпатской области. С заявлениями к правоохранителям обратились уже несколько потерпевших. Правда, возникает вопрос: а можно ли взяткодателей считать потерпевшими? Сейчас по этим фактам возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 190 Уголовного кодекса Украины (мошенничество в особо крупных размерах).

КСТАТИ

О том, что многие государственные должности продаются и покупаются, словно колбаса, теперь говорят довольно часто. Например, глава Львовской облгосадминистрации Петр Олийнык в недавнем интервью "Контрактам" называл такие цифры: цена руководящей должности на Западной региональной таможне - более $0,4 миллиона, цена кресла главы райгосадминистрации на Львовщине - в пределах $100-200 тысяч, в зависимости от района, а цена должности начальника управления в областной госадминистрации - $300 тысяч.

Правда, при этом Петр Олийнык оговаривается: дескать, все это было "при предыдущем руководстве области", а сейчас - ни-ни.